Хозяин Лукоморья

ИГОРЬ МАЛАХОВ

Во все времена звание сказочника, пожалуй, более всего ценилось народами. Выходец из Ейска Павел Безруков сделал больше - он создал сказку собственными руками. Но его детищу была отмерена короткая жизнь.

О Павле Павловиче Безрукове мало, что известно. Позже читатели поймут почему. Он родился в нашем городе. С детства любил стихи Пушкина. Позже жил в Москве, был инженером-нефтяником. Дочерей своих назвал именами главных героинь поэмы «Евгений Онегин» - Татьяна и Ольга. Будучи ещё довольно молодым человеком, Безруков заболел неизлечимой в то время болезнью - врачи обнаружили туберкулёз горла. В 1923 году в поисках лечения он посетил Крым. Побывал во многих местах полуострова, и значительно легче почувствовал себя не на побережье, а в горном районе. После нескольких посещений Крыма семья Безруковых окончательно поселилась под Ялтой - в домике на лесной поляне у подножия скалы Ставри-Кая. Местный воздух оказался богат фитонцидами - биологически активными веществами, которые выделяются растениями и подавляют развитие бактерий. К удивлению врачей, страшная болезнь постепенно оставила Безрукова. Навсегда. Создаётся впечатление, что неведомая сила создала смертельную опасность, чтобы этот человек оказался в Крыму. Где-то я слышал мнение, будто подавляющее большинство людей проживают свою жизнь, так и не сделав то, ради чего родились. Павлу Безрукову повезло - судьба буквально заставила его выполнить своё предназначение.

Сейчас, если зайдёт разговор о флоризме в скульптуре, в пример обязательно приведут Павла Безрукова и его «Поляну сказок». Согласно принципу флоризма, основу произведения создала сама природа. Художнику остаётся лишь отсечь всё лишнее. Это искусство ещё называют лесной скульптурой. Вынужденно оставшийся не у дел столичный инженер бродил по лесу вокруг своей поляны. Его глаз отмечал причудливые изгибы веток, присматривался к необычным пням. Неожиданно в голове стали рождаться образы. Безруков взялся за резец, чего раньше никогда не делал, и неожиданно открыл в себе талант художника. Из его рук, конечно же, выходили родные ему герои пушкинских сказок. Помните? «Избушка там на курьих ножках, стоит без окон, без дверей...» К исполнению своего грандиозного замысла Безруков приступил лишь вернувшись в Крым из эвакуации - после освобождения полуострова от немцев. Свою поляну он превратил в своеобразный музей флористической скульптуры. «Поляна сказок» открылась для посетителей в 1960 году. И мгновенно приобрела невиданную популярность. Вначале её посещали только ялтинцы. Вскоре слух о необычном музее разнёсся по всему полуострову. И в «Поляну сказок» повалили туристы.

«Идём по лужайкам, тропинкам, вдруг - огромная Голова из дерева. Это с ней сражался витязь Руслан. А вот и сам Руслан на коне, с копьём, в шлеме - в нескольких метрах от своего врага. Вдруг, раздвинув ветки деревьев, видели огромную скульптуру из дерева «Гусляр», седой, в украинских одеждах. Забравшись в самые заросли, мы находили избушку на курьих ножках. Мы, мелкие, ползали по очереди на коленках через избушку. А внутри - сказка! Там и кот чёрный сидел в углу, и сова была, и паутина висела, и - печка, и - ступа с метлой...», - так описывает свои впечатления человек, успевший побывать на «Поляне сказок» в шестидесятые годы. В 1968 году произошла катастрофа. Указанием свыше музей закрыли, его создателя выслали из Крыма. Павел Безруков, доведённый до сердечного приступа, вынужден был уехать к своим московским родственникам. Не помогли ни хождения по инстанциям, ни личное обращение Безрукова к председателю совета министров СССР Алексею Косыгину. Один из центральных солидных журналов его творчество обозвал антинародным и антихудожественным. Все скульптуры были вывезены со сказочной поляны и пропали навсегда. Скорее всего, их уничтожили.

В Крыму по поводу произошедшего гуляли самые разнообразные слухи. Предполагали, что властям Безруков надоел из-за постоянных просьб покрыть асфальтом дорогу, ведущую к музею. Договорились даже до того, будто бы на сказочной поляне нашли вражескую радиостанцию. Чуть позже всё прояснилось. Оказалось, что зарубежное радио «Свобода» выдало в эфир небольшую информацию о том, как в Крыму некий резчик по дереву создал из пней и коряг фантастический уголок на темы пушкинских сказок, а местные власти ему ничем не помогают. Власти отреагировали мгновенно и неадекватно. Получилось совсем по Владимиру Высоцкому: «Дуб годится на паркет, так ведь нет - выходили из избы здоровенные жлобы, порубили все дубы на гробы...»

Впрочем, за сказочника заступились: ялтинские художники, журналисты центральной прессы. О судьбе «Поляны сказок» написали «Комсомольская правда» и «Литературная газета». Поднялся большой шум и в конце концов власти пошли на попятный. «Поляну сказок» решено было восстановить. Повсюду собирались фотографии с изображениями скульптур Павла Безрукова. Со всей страны скульпторы присылали в Крым свои работы в дар музею. «Поляна сказок» вновь открылась 1 августа 1970 года и заработала уже как филиал местного краеведческого музея.

Странное дело, но Павел Безруков в Крыму больше так и не побывал. Его постарались забыть до поры до времени. По крайней мере, в семидесятые годы, после второго открытия музея, экскурсоводы, проводя туристов по дорожкам между экспонатами, тщательно избегали называть имя создателя музея. Будто его вообще не существовало на свете. Лишь в последние два десятилетия о Павле Безрукове вновь во весь голос заговорили как о создателе «Поляны сказок». Люди, знавшие его, вспоминают худощавого приветливого человека с волнами длинных седых волос. Он был очень скромным. Даже фотографироваться стеснялся. Поэтому изображение Павла Безрукова - большая редкость.

Сегодня «Поляна сказок» поражает воображение. Туристов встречает частокол из тридцати трёх богатырей, которых, как и полагается, возглавляет дядька Черномор. В самом музее насчитывается более двухсот экспонатов. Их создали почти полсотни скульпторов. Тут можно встретить и Бояна, и Святогора, и доктора Айболита, и трёх поросят, и Буратино. Идея сказочной поляны была значительно расширена. Музей даже попал в число «любимчиков». Скульптуры для него заказывались и закупались Министерствами культуры республиканского и всесоюзного уровня. Работы поступали из Прибалтики, Закавказья, Урала. Поляна приобрела невиданную популярность. В пиковые годы своей славы (середина семидесятых) музей собирал у своей кассы огромные очереди. Экскурсии запускались через каждые пять минут. Но...

Среди положительных отзывов о сказочной поляне, которыми забит Интернет, меня поразил один... просто крик души какой-то: «Люди добрые! Хочу, чтобы все знали! Нынешний музей ни на йоту не напоминает ту Поляну, которую создали Павел Павлович Безруков и его жена!» Эта запись человека, ребёнком побывавшего в безруковском музее и общавшегося с его создателем, заставила задуматься. Современные экспонаты «Поляны сказок» в значительной мере сделаны из бронзы, камня. Есть и деревянные, созданные в мастерских различных скульпторов. Но сам Безруков создавал сказку с помощью самой природы. Той, деревянной, вырезанной из местных пней и коряг, сказки действительно более не существует. Она была уничтожена в 1968 году, когда на Безрукова обрушился гнев неведомого партократа. Появившаяся через два года административным путём сказка оказалась уже чем-то другим, новым. Души Безрукова в ней уже не было. Говорят, что из его произведений на Поляне осталась лишь избушка на курьих ножках. И снова вспомнился Высоцкий: «Ты уймись, уймись тоска, душу мне не рань. Раз уж это присказка, значит дело дрянь».