Классный час для специальной коррекционной школы VIII вида "Человек среди людей"

| Главная страница | Школа |

Человек среди людей

Солнцева Валентина Васильевна, воспитатель I категории Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида Московской обл. Коломенского района, с.Коробчеево

Цель:
Ознакомить учащихся с понятием «культура мира», раскрыть его составляющие, показать значимость образования в формировании у учеников положительной я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру, формировать такие качества как доброта, дружба. Прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями, развивать речь и логическое мышление.

Дети протяните ладони. Под музыку воспитатель кладет на ладони каждому по горошине.
Внимательно рассмотрите горошину и скажите на что она похожа?
Ученики рассматривают горошину и высказывают свою точку зрения, воспитатель останавливается на версии, что горошина похожа на нашу планету Земля.
Да. Именно такой видится земля из космоса.
Посмотрите не эту маленькую копию нашей планеты. Поразмышляйте. Что каждый из нас может на ней увидеть?

Игра «Погружение в мир своего Я»
Ребята я предлагаю вам рассмотреть схему на доске.

МИР Я Я
ЛЮДИ
Я
ЛЮДИ
ПРИРОДА
МИР

Попробуйте увидеть себя на нашей маленькой копии планет Земля. Расскажите о себе или о том как живется каждому из вас на Земле.

Ученики делятся своими чувствами, мыслями.
А кто из вас знает сколько таких «Я» живет на нашей планете Земля?
На нашей планете около 5 миллиардов жителей.
Но среди них мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, черные и белые, лысые и с косичками, умные и не очень. Каждый человек – это целый мир!

Игра «Неоконченное предложение»
Я предлагаю вам закончить фразу:
Я с гордостью могу сказать о себе …
У меня хорошо получается …
У меня хорошо развиты способности …
Мне всегда удается …
У меня лучше всех получается…

Вывод: В каждом человеке есть что-то хорошее
Идеальных людей не бывает.
В каждом есть что-то хорошее, необходимо научиться жить в мире с собой, видеть
хорошее в себе и окружающих тебя людях.

Игра «Ветер подул для того, кто…»
Ученики встают в круг. Воспитатель говорит: «Ветер подул на того , кто однажды так увлекательно рассказывал о своей поездке за город». Того, кого касается делает шаг вперед , в центр круга, а остальные ему хлопают.
У кого самое редкое имя
Кто в нашей группе самый высокий
Кто увлечен музыкой
Кто любит спорт
Кто самый сильный
Кто всегда первым приходит на помощь
Кто чаще других смеется
Кто любит рассказывать анекдоты
Кто умеет выслушать и дать добрый совет

Может ли человек прожить на планете один?
Кого мы видим на планете рядом с собой?
(открывает сектор люди)

Мы сказали, что на планете проживает 5 миллиардов жителей, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи.
Но нужен мир! Как вы думаете, как же должны жить люди, чтобы на нашей планете всегда был мир?
(Люди должны быть снисходительны друг к другу, терпимее, уважать мнения др.)

Правильно, это зависит от того, что человек выбирает – любовь, добро, уважение или глупость, пошлость, стремление к наживе.
Значит, существуют два мира и каждый человек должен решить, что он выбирает, в каком мире ему жить, какой мир строить.
Каждый должен понимать, что единственный путь выжить – учиться терпимому отношению друг к другу, жить в согласии с собой и др. людьми.
Хочу напомнить вам цитату из Библии: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

«Живи в согласии с другими людьми».

Ребята, подумайте и скажите, без чего жизнь людей на планете была бы невозможна?
(без деревьев, цветов, животных……..)

Воспитатель открывает сектор «Природа»

Из каких же частей состоит наш мир? (Я, люди, природа)
Каким должен быть человек, чтобы сохранить все живое на Земле?

Вывод: Видеть и ценить красоту и гармонию природы.
Воспитатель переворачивает круг и просит прочитать открывшееся слово «МИР»
Мир – это наша вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Это наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные.

Стихотворение «Разноцветная планета»
В. Орлов

И все мы должны жить и понимать друг друга. Жить в мире с собой и др. людьми, видеть красоту и гармонию природы – это значит владеть культурой мира. Я хочу чтобы вы познали культуру мира, научились беречь мир внутри себя, я желаю вам мира и добра!

Добро, доброта … что это такое?
Давайте прочитаем два высказывания:

«Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид»
Драматург В. Розов

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все положительное, хорошее, полезное». Л. Толстой

Это человеческое качество ценилось во все времена. Давайте вспомним пословицы и поговорки о доброте.
1. Спешите делать добро
2. Без добрых дел нет доброго имени
3. Жизнь дана на добрые дела
4. От добра, добра не ищут
5. Худо тому, кто добра не делает никому
6. Доброе слово дороже богатства.
А как много слов образовано от слова добро!
Добродушный, добропорядочный, добросердечный ……..

«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели» А. Грин

Давайте вспомним о волшебном цветке из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Кому и как помогла девочка? Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?
Как вы думаете, легко ли быть по настоящему добрым?
Что для этого нужно иметь?
Добро творить во власти всех людей, но зло творится без труда, добро творить трудней.

Какая из пословиц подходит сюда больше всего?

Действительно научиться быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожидают взлеты и падения. Зло и добро. У каждого человека свой путь к доброте.
Предлагаю вам послушать рассказ «Доброе слово» Бондаренко.

Почему гадюка не ужалила птенцов?
Какая из пословиц подходит по смыслу к рассказу?
Стихотворение «Доброта» Тулузова.В.

Выберите пословицу, отражающую смысл стихотворения. (красоту уносят годы, доброту не унесут)
Не только слова должны быть добрыми, но и поступки. Делание добра – не подвиг. Не обязанность. Совершать добрые поступки столь же необходимо для культурного человека как принимать пищу, спать, быть опрятным.

В жизни всякое случается. Бывает и такое:
1. Ученик, возвращаясь из школы увидел, как старушка поставив на скамейку тяжелую сумку не могла никак отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз торопясь в школу он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик хотел его поблагодарить, как мальчика возле него уже не оказалось.

2. Когда старушка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
Скажите как совершались добрые дела?
Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Какие пословицы можно отнести к этим ситуациям?
Где и как вы проявляете доброту?

Добрый человек это то, кто любит людей, помогает им. А.П. Чехов обращаясь к молодым писал: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро».

Добрые сердца – это сады
Добрые слова – это корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды.

Давайте вернемся к нашему «цветку доброты».
Работа с раздаточным материалом.
Из предложенных карточек выберите те, на которых, по вашему мнению, написаны те качества, которыми должен обладать добрый человек.
Щедрость, бескорыстие, милосердие ………….

Какая чудесная у нас получилась цветочная полянка. Я призываю вас позаботиться о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом. Добрыми словами и делами. Спешите делать добро!
Песня « Дорога добра» сл. Ю. Энтина муз. М. Минкова

Рядом с добром и всеми теми качествами, которые перечислили, рука об руку шагает дружба. В классе, по настоящему дружном ребята заботливо относятся к каждому, стремятся жить ради улыбки товарища. Вспомним, что лучшим девизом дружеских отношений являются слова: « Относись к другим так, как хотел бы чтобы относились к тебе».
Какое прекрасное слово – дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, шахматы. Читать и обсуждать прочитанное, секретничать.
Друг – это мама, которая поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который всегда ведет тебя по дороге знаний, друг – это старый плюшевый медведь, который выслушает тебя, когда совсем плохо, друг – это тот, кто связан взаимным доверием, преданностью.

Игра «Найди конец пословицы»
Дети сидят парами. На партах карточки, на них написаны пословицы. У одного начало, у другого конец.
Человек без друзей           дерево без корней
Не имей сто рублей           а имей сто друзей
…………………….                      ……………………..
Предлагаю вам послушать монолог Л.А. Сергеева «над кем смеяться лучше всего»
Можно ли смеяться над недостатками других? Почему?
А бывает и такое.

Сценка «Три товарища»
В.А. Осеева
Кого из мальчиков можно назвать товарищем?
Какими качествами должен обладать друг?

Если у людей одинаковые интересы, вкусы или им нравятся одинаковые игры и занятия, если они добры и отзывчивы. То дружба может быть настоящей, крепкой, долгой, верной.
Человек может обойтись без многого – но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на 3 сутки. И это смерть не только от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.

Если есть друзья на свете – все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер, даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу – будем весело шагать.
При любой погоде дружим – дружбы этой не порвать.

Какой же ты извлек урок?
И что возьмешь для жизни впрок?
Проверь себя на доброту
Задай себе вопросы:
Кто из друзей в твоем кругу
А кто знакомый просто?
Из близких, с кем тебе тепло
Чем отвечаешь на добро?
Не обижаешь ли кого?
Поставь еще вопросы
И оцени себя ты сам.
Но будь к себе построже…