Обобщение педагогического опыта работы учителя музыки

| Главная страница | Школа |

Хоровое пение, как средство формирования музыкальной культуры школьников

Обобщение педагогического опыта работы учителя музыки Лобовой Анжелики Алексеевны. МОУ СОШ №10 г.Фурманов, Ивановская область.

Актуальность темы «Хоровое пение, как средство формирования музыкальной культуры школьников».
Современные средства массовой информации, оценивая положение дел в области культуры, признают, что уровень музыкальной культуры населения за последние оды существенно упал. В то же время музыка остаётся важной составляющей культуры, источником мыслей и нравственных ориентиров. Фундаментом отечественной музыкальной культуры всегда являлось хоровое пение – самое массовое и самое действенное приобщение человека к ценностям музыкальной культуры.
Актуальной задачей системы российского образования становится возрождение национальных традиций певческого искусства, формирование музыкальной культуры учащихся, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и является залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.
Развитию лучших отечественных традиций детского хорового пения, выявлению и поддержке наиболее талантливых детских хоровых коллективов в Ивановской области способствовал первый региональный открытый фестиваль-смотр детских хоров «Молодые голоса», состоявшийся в 2013 году в городе Иваново. В фестивале приняли участие шесть хоровых коллективов, в том числе и хор «Семь нот» МОУ СОШ №10 г.Фурманова. В 2014 году на участие в фестивале подали заявки 24 хоровых коллектива учреждений общего и дополнительного образования Ивановской области.
Хор учащихся МОУ СОШ №10 . Фурманова существует на протяжении 10 лет. В последние годы заметна тенденция к увеличению числа участников хора.

Хоровое объединение 2011 – 2012 2012 –2013 2013– 2014
1 Количество детей, занимающихся в хоре МОУ СОШ №10 42 58 76
2 Количество детей, посещающих хор начального звена «Гармония» 18 23 32
3 Количество детей, посещающих хор среднего звена «Вдохновение» 10 15 18
4 Количество детей, посещающих вокальную студию старшего звена 7 11 15

«Хоровое пение является такой формой массового музицирования, через которую широкие слои народа соприкасаются с музыкальным искусством не в порядке просто слушания, а в процессе активного исполнительства. Эта особенность хорового пения делает последнее самым мощным и самым доступным средством, при помощи которого можно формировать музыкальную культуру». (Композитор В.Я. Шебалин)

Цель и задачи по формированию музыкальной культуры учащихся средствами хорового пения.

Цель: развитие певческой культуры учащихся, воспитание духовного мира, становление мировоззрения, формирование нравственности.

Задачи:
- сформировать устойчивый интерес учащихся к хоровому пению;
- способствовать формированию вокально-хоровых навыков;
- создать условия для развития музыкальных способностей, творческой самореализации школьников посредством хорового пения;
- воспитать культуру слушателя и исполнителя на основе отечественного и зарубежного хорового искусства;

Система работы по формированию музыкальной культуры учащихся средствами хорового пения
В современной педагогике целью общего музыкального образования является становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
Опираясь на исследовательские работы учёных – педагогов, можно выделить несколько критериев, определяющих уровень музыкальной культуры школьников:
1) определённый уровень знаний, который, Л.В.Школяр называет грамотностью. Этот уровень знаний включает знания о средствах музыкальной выразительности, о музыкальных жанрах, истории развития хорового и музыкального искусства, творчестве композиторов, о народных традициях (в концепции В.В.Медушевского, Л.В. Шаминой, Л.В. Школяр);
2) музыкально – творческое развитие (включает в себя умения сочинять, импровизировать, исполнительские навыки, как в хоровом пении, так и в игре на простейших инструментах, что является концепцией Л.А. Венрус и Л. В. Школяр);
3) стремление к общению с музыкальным искусством через знакомство с народной, духовной, классической музыкой, что созвучно концепциям Э.А. Абдуллина, Л.В. Шаминой, В.В. Медушевского).

Композитор Д.Б. Кабалевский считал: «Постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства, формирование общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс - хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».

В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.

В основе системы работы по формированию музыкальной культуры учащихся средствами хорового пения следующие принципы:
ü «Каждый класс – хор», «Петь в хоре может каждый!» как условие проявления творческих способностей учащихся;
ü интеграция урочной и внеурочной деятельности как условие реализации творческой индивидуальности учащихся;
ü творческое сотрудничество с социальными партнёрами как условие творческого роста и профессионального самоопределения учащихся.

Организация хоровых занятий.

Урочная деятельность
(1час в неделю)
На базе школы мной организовано 18 классных хоров (по количеству классов).
У каждого есть своё название: «Дружба» - 1а, «Улыбка» - 1б,
«Домисолька» - 2а, «Весёлые нотки»-2б,
«Музыка» - 5а, «Созвездие» -7а и т.д.
Внеурочная деятельность
(1час в неделю)
Так же в школе работает Центр музыкальной культуры «Семь нот», в котором действуют:
хор «Гармония» 1-4 классы,
хор «Вдохновение» 5-7 классы,
вокальная студия
«Новые имена» 9-11 классы

Формированию музыкальной культуры учащихся способствуют современные технологии и методические приёмы.

Технология воспитания певческой культуры.
Учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии, образовывая, воспитывая, готовя себя к жизни.
Технология детского музицирования.
Применяется на занятиях хора, в процессе которых учащиеся сопровождают исполнение песни игрой на музыкальных инструментах.

Технология развития процессов восприятия способствует развитию и совершенствованию музыкально-практической деятельности учащихся,
позволяет профессионально подобрать музыкальный материал для слушания, исполнения с учётом физиологических и возрастных особенностей учащихся.

Технология сотрудничества.
Помогает реализовать равенство всех голосов в хоровом коллективе, организует партнёрство и создаёт атмосферу сотворчества в проведении праздников, концертов, фестивалей.

Технология индивидуализации обучения.
Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию в работе с одарёнными детьми.

Рефлексия: оценка (и самооценка) качества исполнения песенного репертуара, степени развития вокально-хоровых навыков и умений учащихся, проведение оценки результата.
Для определения уровня развития вокально-хоровых навыков я использую диагностическую методику, предлагаемую М.С. Осенневой и В.П. Анисимовым, позволяющую проверить уровень владения вокально-хоровыми навыками такими как – интонация, дыхание, дикция.

Реализация системы работы по формированию музыкальной культуры учащихся средствами хорового пения.

Классный хор(на уроках музыки)
• формирование вокально - хоровых навыков;
• реализация вокальных способностей;
• самоопределение.

Школьный хор (на внеурочном занятии)
• развитие вокально – хоровых навыков;
• формирование позиции «Я – певец»;
• возможность творческого роста в хоровом искусстве.

Профессиональный хор(на внеурочном занятии)
• совершенствование вокально – хоровых навыков;
• развитие сценических образов;
• музыкальное профессиональное образование.

Системность в работе подтверждается результатами:
• учащиеся Шипелёва Алёна, Беляева Юлия, Наумова Ольга, участники хора МОУ СОШ №10, занимаются в камерном хоре под руководством Н.Г. Бурцевой (дирижёра музыкального училища г. Иваново),
• Осипов Дмитрий, Громов Владислав и Смирнов Иван совмещают занятия в вокальной студии «Новые имена» с занятиями в группе «Лицы» руководитель С.А. Иорданский,
• Капаклы Ирина, выпускница школы и участника школьного хора, окончила музыкальное училище г.Иванова в 2014году и работает хормейстером в музыкальной школе города,
• Шипелёва Алена стала студенткой музыкального училища г. Иваново по специальности дирижёр

Эффекты реализации системы работы по теме «Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников»

• позволяет в условиях общеобразовательной школы через урочную и внеурочную хоровую деятельность расширить возможности образовательной области «Музыка», которая является одним из главным средств формирования музыкальной культуры школьников;
• создаёт условия для развития творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных группах через хоровую деятельность;
• позволяет учащимся, обладающим вокальными способностями, реализовать свою творческую индивидуальность, способствует профориентационной самореализации;
• возродить традиции русского хорового пения, как средства формирования музыкальной культуры школьников.

Распространение педагогического опыта работы.
2012 г. - представление на выездном заседании Общественной палаты Ивановской области,
2013 г. - представление на Шереметьевской Ассамблее «Проблемы и перспективы хорового искусства в общеобразовательных школах»,
2014 г. - представление на региональной научно – практической конференции «Научно – методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений в условиях нового закона об образовании»,
2014 г. - представление на районном конкурсе профессионального мастерства «Педагог года»

Результативность опыта подтверждается победами в профессионально-творческих конкурсах педагога и учащихся школы (Приложение 1)
2013 г. - диплом II степени на Международном конкурсе «Сердце отдаю детям»
2013г. - диплом лауреата на II региональном конкурсе методических материалов по развитию детской одаренности «Искусство открывать таланты»
2014 г. - Благодарность ДО Ивановской области за сохранение и развитие отечественных традиций детского хорового пения.