Открытое логопедическое занятие по теме: «Развитие морфемного анализа слов»

| Главная страница | Школа |

Открытое логопедическое занятие по теме: «Развитие морфемного анализа слов»

Ерохова Юлия Ивановна, учитель-логопед, Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №73",г.Москва.

| Скачать работу в формате "docx" |

Логопедическая тема: развитие навыка морфемного анализа слов.
Грамматическая тема: упражнения в подборе однокоренных слов.
Цель: тренировать детей в подборе однокоренных слов с учетом их морфемного состава.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания детей о корне слова;
- учить детей находить в словах корни;
- развивать навык подбора и образования однокоренных слов;
- развивать приемы сравнения, обобщения, классификации.
Коррекционно-развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать навык морфемного анализа слов;
- формировать навык дифференциации идентичных корней, корней-омонимов и корней, имеющих графическое и акустическое сходство;
- корригировать и развивать зрительный гнозис;
- корригировать и развивать связную устную речь через пополнение и активизацию словаря, и формирование полноценного речевого высказывания;
- развивать внимание, память;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку учащихся;
- проводить работу по профилактике нарушения зрения;
- чередовать статические и динамические задания;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютер.
Мультимедийное обеспечение: презентация к уроку.

Ход занятия.

Этапы занятия Виды работ на этапе Деятельность педагога Деятельность учащихся Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
I.Организационный момент. Установление контакта педагога с учащимися.
Проверка готовности к занятию.
Приветствие. Учащиеся встают у своих парт, приветствуют гостей.
Проверяют готовность к занятию.
Подготовить учащихся к плодотворной работе в течение всего занятия.
II. Развитие дыхания, зрительного и слухоречевого внимания, мелкой ручной моторики. 1. Дыхательная гимнастика.
 
 
 
 
 
 
2. Пальчиковая гимнастика.
- «Пианино»
- «Колечки»
3. Прослушать, запомнить, повторить ряд слов.
 
 
 
 
 
 
Сообщение темы занятия.
Контроль правильности выполнения упражнений.
 
 
 
 
 
 
Педагог показывает движения.
 
 
 
 
 
 
Педагог произносит ряд слов: Лес, лесок, лесной, лесник.
Объедините эти слова одним названием (сходство по смыслу и наличию общего корня).
- Сегодня мы с вами будем упражняться в подборе однокоренных слов.
Выполнение дыхательных упражнений.
 
 
 
 
 
 
Выполнение движений руками.
 
 
 
 
 
 
Дети повторяют слова и дают им характеристику.
Учить детей правильному дыханию, задерживать дыхание, тянуть выдох.
 
 
 
 
 
 
Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук.
 
 
 
 
 
 
Развивать слуховую память, учить на слух определять принадлежность слов к группе.
III. Основная часть 1. Задание на нахождение однокоренных.
 
 
 
 
 
 
2. Из ряда слов выбрать пары однокоренных слов.
 
 
 
 
 
 
3. Динамическая пауза.
 
 
 
 
 
 
4. Найти и подчеркнуть устойчивые буквосочетания по образцу.
5. Работа у доски.
 
 
 
 
 
 
6. Игра «Шрифты».
 
 
 
 
 
 
7. Самостоятельная работа с опорой на предметные картинки.
Контроль правильности выполнения упражнений.
 
 
 
 
 
 
Педагог показывает движения.
 
 
 
 
 
 
Педагог произносит ряд слов: Лес, лесок, лесной, лесник.
Объедините эти слова одним названием (сходство по смыслу и наличию общего корня).
- Сегодня мы с вами будем упражняться в подборе однокоренных слов.
 
 
 
 
 
 
Из ряда слов выбрать однокоренные слова: свет, светит, сидел, светло, садик, серый, светлый, свежий, светить, светильник.
- Прочитайте слова, назовите встретившиеся среди них однокоренные.
- Выпишите в тетрадь однокоренные слова, выделите корень, поставьте ударение.
- Назовите слова, в которых ударение падает на гласный звук в корне.
- Прочтите слова, подумайте и найдите в каждой группе лишнее слово, объясните.
Шипы, летать, шипеть, вылет, белый, побелка, лето, белка, вода, водичка, шиповник, водитель.
- Запишите в тетради пары однокоренных слов.
Педагог говорит:
Достаю мою расчёску,
береги свою .................
Вот стрекочет стрекоза,
закрывай скорей ...........
Дрессированный барбос
Откусить мне хочет ............
С дерева упали груши,
ухвати себя за ...............
Очень вкусный бутерброд,
открывай скорее .............
В зале зажигают свечи,
Распрямляй, дружочек, .........
Если не подшиты брюки,
ты поставь на пояс ..................
Скачут по лесу олени,
Обними свои ................
На штанах стоят заплатки,
отрывай от пола ................
Педагог раздает задания на карточках, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Педагог вывешивает на магнитной доске карточки со словами: осинка, оса, осиновый, осиный, ослиный, осинник, подосиновик, ослик, осел.
 
 
 
 
 
 
Педагог демонстрирует слайд.
 
 
 
 
 
 
Педагог вывешивает картинки с где изображены: зима, трава, река, дождь.
Выполнение дыхательных упражнений.
 
 
 
 
 
 
Выполнение движений руками.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети повторяют слова и дают им характеристику.
Учащиеся читают слова, находят однокоренные, выписывают их в тетрадь. Выделяют корень, ставят ударение.
 
 
 
 
 
 
Учащиеся сначала читают слова, затем записывают их парами.
 
 
 
 
 
 
Дети выполняют движения под стихотворение учителя.
 
 
 
 
 
 
Учащиеся слушают объяснение задания учителем. Затем выполняют задание.
 
 
 
 
 
 
Один из учеников распределяет слова в три столбика, объясняет почему так распределил.
 
 
 
 
 
 
Дети находят слова, написанные одним шрифтом.
 
 
 
 
 
 
Дети подбирают однокоренные слова.
Учить детей правильному дыханию, задерживать дыхание, тянуть выдох.
 
 
 
 
 
 
Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук.
 
 
 
 
 
 
Развивать слуховую память, учить на слух определять принадлежность слов к группе.
Развивать и корригировать зрительную память учащихся.
 
 
 
 
 
 
Развивать внимание, память. Учить детей различать слова с омонимичными корнями.
 
 
 
 
 
 
Корригировать и развивать устойчивое произвольное внимание.
 
 
 
 
 
 
Учить распознавать однокоренные слова, среди группы слов, сходных на слух.
 
 
 
 
 
 
Развивать внимание.
 
 
 
 
 
 
Проверить умение находить однокоренные слова.
IV. Итог занятия. Оценка деятельности учащихся на занятии. Педагог предлагает детям вспомнить, что они выполняли на занятии. Дети отвечают, что им запомнилось и особенно понравилось. Обобщить тему занятия. Развивать память.

Приложение: карточки для индивидуальной работы, предметные картинки.

I. Орг. момент.
II. Развитие дыхания, зрительного и слухоречевого внимания, мелкой ручной моторики.
1. Дыхательная гимнастика.
2. «Пианино».
3. «Колечки».
4. Прослушать, запомнить и повторить ряд слов:
Лес, лесок, лесной, лесник.
-Объедините эти слова общим названием (сходство по смыслу и наличие общего корня).

Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами будем упражняться в подборе однокоренных слов.

III. Основная часть.
1. Из ряда слов выбрать однокоренные слова:
Свет, светит, сидел, светло, садик, серый, светлый, свежий, светить, светильник.
- Прочитайте слова, назовите встретившиеся среди них однокоренные.
- Выпишите в тетрадь однокоренные слова, выделите корень, поставьте ударение.
- Назовите слова, в которых ударение падает на гласный звук в корне.
2. Выбрать пары однокоренных слов из ряда слов:
Шипы, летать, шипеть, вылет, белый, побелка, лето, белка, вода, водичка, шиповник, водитель.
- Прочтите слова, подумайте и найдите в каждой группе лишнее слово, объясните.
- Запишите в тетради пары однокоренных слов.

3. Динамическая пауза.
На внимание (не говорим, а показываем):
Достаю мою расчёску,
береги свою .................
Вот стрекочет стрекоза,
закрывай скорей ...........
Дрессированный барбос
Откусить мне хочет ............
С дерева упали груши,
ухвати себя за ...............
Очень вкусный бутерброд,
открывай скорее .............
В зале зажигают свечи,
Распрямляй, дружочек, .........
Если не подшиты брюки,
ты поставь на пояс ..................
Скачут по лесу олени,
Обними свои ................
На штанах стоят заплатки,
отрывай от пола ................

4. Индивидуальная работа по карточкам.
Найти и подчеркнуть на карточке буквосочетания по образцу.
5. Работа у доски.
Распределите слова в три группы:
Осинка, оса, осиновый, осиный, ослиный, осинник, подосиновик, ослик, осёл.
6. Игра «Шрифты».
7. Самостоятельная работа с опорой на предметные картинки.
Подобрать однокоренные слова к заданным
Зима –
Река –
Сад –
Трава –
Дождь –
Снег –
IV. Итог занятия.