"Что говорят стихи" - урок внеклассного чтения во 2-м классе по проектной деятельности с элементами исследования

| Главная страница | Школа |

Что говорят стихи

(по произведениям С.Я. Маршака )
Урок внеклассного чтения во 2-м классе по проектной деятельности с элементами исследования
Зиновьева Ольга Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "Инжавинская средняя общеобразовательная школа", Тамбовская область, р.п. Инжавино

Скачать: Презентация "Что говорят стихи""

Цели:
• ознакомление учащихся с творчеством детского писателя С.Я. Маршака.
• развитие положительной мотивации к чтению на основе игровой деятельности.
• формирование умения творчески применять знания в новой ситуации, развитие мышления, речи и навыков выразительного чтения.
• развитие познавательного интереса у детей, памяти, внимания;
• воспитание любви к чтению художественных произведений;
• воспитание трудолюбия, честности, скромности, умения дружить.

1. Сообщение темы урока
(Выходят шесть учеников, в руке у каждого буква).

1. Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
(Две буквы А).
2. Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
3. Мёд в лесу медведь нашёл, -
Мало мёда, много пчёл.
4. Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
5. Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч.

Ведущий: Прозвучали строчки из стихотворения «Весёлая азбука». А теперь из данных букв сложите фамилию автора этих строк.
Маршак.

- Как зовут этого талантливого поэта?
(На экране появляется портрет писателя и тема урока.)
О чём твои стихи? – Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придёт охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чём-то говорят, а что-то.

- Подумайте, почему он так написал о своих стихах.

Учитель.
- Тема нашего урока называется «Что говорят стихи»
Замечательный поэт, великолепный мастер стиха – Самуил Яковлевич Маршак (3.11.1887-4.06.1964) – всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. Учил любить Родину, родное слово. Говорил, что настоящие герои скромны и за подвиг не требуют наград. Он бывает строгим, но чаще весёлым, насмешливым.

В некоторых персонажах С.Я.Маршака вы, наверно, узнаёте самих себя, и стихи покажутся вам написанными сегодня. Между тем их читали не только ваши папы и мамы, когда были маленькими, но и бабушки с дедушками, тоже сидевшие в своё время за партами – «в Ленинграде и в Торжке…и в далёком кишлаке».

2. Рассказы детей о биографии С.Я. Маршака.

1). Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Его семья жила небогато, но дружно. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первые стихотворные книжки писателя - «Детки в клетке» понравились всем детям.

2). Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции, жил некоторое время в лесной школе. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов и народные баллады и песни.

3). Творчество С.Я. Маршака разнообразно. Он и поэт, и писатель, и переводчик, и редактор, и драматург. Его произведения написаны просто и увлекательно.

4). Даже в толстой книжке не расскажешь обо всем, что успел сделать С.Я. Маршак за свою долгую жизнь. Маршак перевел на русский язык английские, немецкие, итальянские, чешские, польские стихи. Он был первым, кто познакомил нас со стихами Джанни Родари.

5). Маршак сам писал детские книжки, собрал вокруг себя талантливых писателей и художников и помогал организовать в нашей стране первое в мире издательство детской книги. Он говорил, что в книжке для малышей “каждое слово должно быть взвешено и проверено. Ведь по этим коротеньким книжкам дети учатся мыслить и чувствовать и говорить”.

6). Про своё детство и юность С.Я.Маршак написал повесть «В начале жизни». Эпиграфом к ней поставлены пушкинские слова: «В начале жизни школу помню я…»

7). 80 лет назад появилось стихотворение о печально знаменитой встрече лодырей с серым котом, грустившим о грамоте. Поколения ребят вдосталь насмеялись над глупыми лентяями.

3. Инсценирование стихотворения «Кот и лодыри»
- Кого высмеивает автор в этом стихотворении?
- Для чего детям надо учиться, понимают ли это лодыри?
- Что хочет сказать автор словами кота?
У Маршака есть ещё одно интересное стихотворение про знаки препинания. О раздорах между знаками препинания впервые стало известно 70 лет назад! Давайте послушаем спор знаков и поможем им разобраться.
Инсценировка стихотворения «Знаки препинания».
- О каких знаках препинания вы узнали?
- Почему точка решила, что она самая главная?
-А когда ставится на письме запятые, многоточие?
Многое мы пока не знаем, но скоро узнаем.

Презентация исследовательской работы «Точка»

Физкультминутка
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре
Мышки дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.

4. Игра «Составляйки».
Ведущий:
- Собери из букв слова – героев стихов Маршака.
• а к м ш ы – («Сказка о глупом мышонке»).
Кому принадлежат слова:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду. (Утке).
- Кто из животных приходил укачивать глупого мышонка? (Утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка).
- Какой изобразил кошку Мурку С.Маршак?
- Почему она не вызывает у нас осуждение, ведь она враг мышонку? (Кошка ловкая, умная, её забава с мышонком – обычное кошачье дело, и мышонок сам виноват, что попался ей в лапы).
Унесла мышонка кошка
И поёт: - Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Перепуганный мышонок
Отвечает ей спросонок:
- В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
- Ну, а мне какое дело,
Что она вам не велела?
Кошка отлично понимает, что мышонок пробует с ней хитрить, но её не проведёшь:
- Засмеялась кошка Мурка:
- Ах ты, дымчатая шкурка,
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать!...
Чтение отрывка наизусть.

• а м а д – («Багаж»)
- Что сдавала дама в багаж?
- Сочувствуем ли мы этой даме?
- Отчего её нам не жаль, ведь её обидели, не так ли?
- Да потому, что она «злая ведьма», «барыня», о чём свидетельствуют и её слова, и её действия:
Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Корзину,
Картину,
Картонку…
- Отдайте мою собачонку!

• в р б о о е й - («Где обедал воробей?»)
- Кто угощал воробья морковкой? (Слон).
Чтение стихотворения наизусть.

• п е р а н ь – («Рассказ о неизвестном герое»)
- О какой черте характера говорит автор в этом стихотворении? – о скромности настоящего героя.
Чтение отрывка наизусть.

• ч е р и ц а п а д – («Двенадцать месяцев»)
• Какие цветы нужно было найти в лесу зимой в сказке “12 месяцев”? (Подснежники).
• Как звали братьев 12 месяцев? (Январь, февраль и т.д.)
Послушаем стихи о некоторых из них.
-В каком из стихотворений С.Маршака мы узнаём о Б. Житкове?

• п н о ч т о ь л а - («Почта»)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он…
(Ленинградский почтальон. «Почта»).

(Появляется почтальон с большой почтовой сумкой).

Почтальон:
Я принёс письмо, которое адресовано вам, ребята. Послушайте:
Юный читатель!
Сделай доброе дело! Отыщи хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжки, из которых злой волшебник похитил их, не смогут вернуться в библиотеку на свои места, а значит, девочки и мальчики не смогут их прочитать.

Ведущий: Ребята, поможем почтальону?

Почтальон: Я буду показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте: чья эта вещь и из какого произведения она пришла.
• туфелька – слон – «Детки в клетке»;
• молоток – «Мастер-ломастер»;
• мел – школьники – «Урок родного языка»;
• сковорода – «Вот какой рассеянный»;
• коньки – лодыри – «Кот и лодыри»;
• карандаш – котёнок – «Усатый-полосатый».

Ведущий: Здорово у нас получилось! Все вещи вернулись на свои места.

Ведущий: С.Я. Маршак особенно интенсивно работал после Великой Отечественной войны. Страна встала на путь мирной жизни. Ей нужны были строители, рабочие, врачи, учителя. Стране нужны были граждане, верящие в своё дело, трудолюбивые, готовые преодолеть любые препятствия. Поэтому в детской литературе того времени важное место занимает тема воспитания таких граждан. А как сделать, чтобы воспитание не было нудным и скучным? Самуил Яковлевич поставил задачу: сделать стихи умными, весёлыми, поучительными.

- Посмотрим, как это получилось у ребят второго класса.

5. Итак, инсценировка стихотворения «Урок родного языка».
Исследовательская работа слова «класс» и слова «мир»
Физкультминутка

Ведущий: С.Я. Маршак сочинил для вас много загадок.

6. Попробуйте их отгадать.
1. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь).

2. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?
(Очки).

3. Я конём рогатым правлю,
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.
(Велосипед).

4. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
(Утюг).

5. Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!

7. Игра «Передай мяч другому», называя стихотворение С.Я.Маршака
(Каждый ряд получает по мячу. По сигналу дети передают мяч друг другу. От последнего участника мяч по «той же тропинке» возвращается к ведущему). Назвать с каждого ряда любителя Маршака

8. Чтение стихотворения «Откуда стол пришёл».
- Посмотрите на стоящий перед вами классный стол. Что вы можете рассказать о нём?
- А теперь узнайте, что сумел рассказать об этом обычном и привычном в каждом доме предмете поэт Маршак.
- Откуда же пришёл стол?
- Каким он был там в лесной глуши?
- Как он выглядит теперь, став «домашним жителем»?
- Кто тот волшебник, которому подвластны такие чудеса?
- Чем интересно для вас это стихотворение?

. Обобщающая беседа
-Что интересного запомнилось при чтении этих произведений?
- -Чему учит нас автор?
Как , оказывается, много можно узнать, вчитываясь в стихи. Стихи Маршака лёгкие, звучные, красивые, искрятся юмором, шуткой.
-Хотелось ли вам еще читать стихи, сказки С.Я.Маршака? У нас в классе представлена выставка произведений, которые сочинил для вас С.Я.Маршак. Читайте их ребята, читайте с удовольствием.
– Я благодарю всех ребят за активное участие в играх, конкурсах и инсценировках.

Сегодняшний наш урок мне хочется закончить словами Самуила Яковлевича Маршака “Пожелание друзьям”.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Важнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет,
пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.