Биология 6 класс. Отделы растений

| Главная страница | Школа |

План-конспект открытого урока биологии в 6 классе по теме «Отделы растений»

Мустафина Зульфия Ягфаровна, учитель биологии ГБОУ ООШ, пос.Торшиловский, Большечерниговского района, Самарской области.

Скачать презентацию: "Отделы растений"

 

Тема: Обобщающий урок по теме «Отделы растений».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме « Отделы растений».

Задачи :
1) обучающие :
• знать отличительные признаки основных отделов растений, их размножение, значение;
• уметь различать растения основных отделов, составлять;
• уметь применять логические операции: сравнения, анализа, выделения главного, обобщения;

3)развивающие :
• развивать общеучебные умения и навыки;
• способствовать развитию коммуникативные информационные компетентности;
• развивать мыслительную деятельность;
• развивать творческие способности учеников;

2) воспитывающие:
• формировать в сознании научную картину мира;
• воспитывать дисциплинированность, ответственность;
• уважение к сопернику, самостоятельность;
• умение достойно вести спор, работать в команде.

Форма урока: урок- ярмарка знаний.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Отделы растений».
Технологии: проблемного, развивающего обучения.
Развитие критического мышления: мозговой штурм, кластер.

Программно-методическое обеспечение:
• Мультимедийный проектор;
• Карточки – название отделов;
• Таблицы «Размножение растений»
• Плоды овощей и фруктов;
• Стеклянные банки; монеты «1Ум»
• Учебник Биология. « Бактерии. Грибы. Растения. », В.В.Пасечник, Дрофа, 2011 г.

Ход урока

1-й этап "Оргмомент". Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока (2 мин)

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок. Наш кабинет превратиться в ярмарку знаний. А вы знаете, что такое ярмарка?
Ученик1: Место оживленной торговли.
Учитель: Это - большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте в одно и то же время. Сегодня у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке - это торг и товар. Я покупатель, а вы - купцы. Ваш товар-это знания. Продав свой товар вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно сохраняют в банке / раздаются стеклянные банки./

2-й этап "Целевой". Постановка целей и задач урока (2 мин)

Проблемный вопрос.
Учитель: Какие знания будут цениться на ярмарке?
Ученик2: О растениях, недавно мы изучили отделы растений.
Тема и цель урока определяются учащимися под руководством учителя и записываются на доске.
«Обобщающий урок по теме: «Отделы растений».

3-й этап "Подготовительно-организационный" (2 мин).

Учитель: Очень хорошо. Мы определились с тем, чем будем заниматься сегодня на ярмарке знаний. Посмотрите на наши торговые ряды:
За каждый ответ команды получают монеты «1 ум»
Будут подсчитываться, сделанные за время ярмарки вклады в банки и штрафные очки. Так определяться наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару - знаниям - состоятельными людьми. …

4-й этап "Содержательный". Конкурсные испытания (Приложения 1-4) (35 мин)

Учитель: « Внимание! Внимание! Объявляется аукцион! Аукцион знаний!

Правила проведения:
- Право дать ответ дает сигнал – поднятая рука.
- Право ответа дается в порядке очереди.
- Выигрывает тот, кто последним дал правильный ответ.
- Нарушители порядка теряют право участвовать в аукционе.
- Помните, важна не только быстрота, но и правильно выбранная тактика».
Первый лот: Назвать отделы растений.
(После того как будут названы все отделы, объявляется победитель, давший последним правильный ответ) Раз, два, три. Продано! Один «ум» получает ( имя ученика! )
Учитель: Хорошо ли вы знаете термины каждого отдела растений? Узнаем это после посещения торгового ряда «Термины»

1.торговый ряд «Термины»
Учитель: На доске прикреплены таблички, под них каждая команда на скорость выбирает термины, касающихся их темы, которые раздаются на столы.
За каждый правильный ответ – монеты «1 ум» и дополнительно монеты «1 ум» за скорость.
( Приложение 1)

Учитель: А какое строение у растений из разных отделов? Вы ответите на вопрос, составив кластер и заполнив сравнительную таблицу

2. торговый ряд «Кластер»
Составить кластер «Строение растений».
1.команда - строение водорослей.
2 команда – строение мхов.
3 команда- строение папоротников
4 команда- строение голосеменных
5 команда- строение покрытосеменных

По ходу ответа получают заработанную валюту (полный правильный ответ) или штрафные очки (если были неточности). Ответы не обсуждаются, наводящие вопросы не задаются – дети сами излагают материал в том объеме, в котором он ими усвоен.
Валюта и штрафы складываются в общую банку команды.
За правильный ответ команды получают монету «1ум»
После выступления команды заполняют
таблицу «Сравнение строения растений основных групп». В ней необходимо проставить плюсами наличие, и минусами – отсутствие органов растений.
За правильно заполненную таблицу – монета«1ум»
(Приложение2)

Проблемный вопрос.
Учитель: я обратилась с просьбой к одному из ваших одноклассников купить на ярмарке плоды овощей и фруктов. Выполненное задание находится перед вами (на столе учителя лежат: кочан капусты, клубень картофеля, корнеплод моркови, плоды: апельсина, огурца, томата). Подумайте и ответьте, на сколько процентов выполнена моя просьба (учитель спрашивает по очереди каждую команду (верный ответ: задание выполнено на 50 %). Как вы считаете, почему это задание не выполнено на 100%? (ответ учащихся: в продаже нет плодов капусты (стручок), картофеля (ягода), моркови (вислоплодник); вместо плодов куплены кочан, клубень, корнеплод. Они не являются плодами, т.к. не содержат семена) Молодцы.

Конкурс 2. Капитанов. Головоломка «Модели простейших».За правильный ответ 2 балла.
(Приложение 2).
Учитель: А как живут простейшие? Вы ответите на вопрос, разгадав кроссворд.

Конкурс 3. Кроссворд «Процессы жизнедеятельности одноклеточных» (работа в команде).
(Приложение 3)
Учитель: Простейшие чем то отличаются от других живых организмов? Ответим на вопросы.

Конкурс 4. Верно –неверно. Ответить «да» или «нет» на вопросы учителя, обосновав свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает по синей карточке (2 балла). Вопросы даются командам поочередно.
(Приложение 4)
Учитель: Интересны ли факты из жизни простейших? Давайте решим вместе. За каждый верный ответ команда получает зеленую карточку (3 балла).

Проблемная ситуация.
Учитель: Я обратилась с просьбой к одному из ваших одноклассников купить на ярмарке плоды овощей и фруктов. Выполненное задание находится перед вами.(На столе лежат: кочан капусты, клубень картофеля, корнеплод моркови, плоды: апельсина, огурца, томата).
Учитель: Подумайте и ответьте, на сколько процентов выполнена моя просьба?
(учитель спрашивает по очереди каждую команду)
Ученик1: Задание выполнено на 50 %.
Учитель: Как вы считаете, почему это задание не выполнено на 100%?
Ученик2: В продаже нет плодов капусты (стручок),картофеля(ягода),моркови (вислоплодник); вместо плодов куплены кочан, клубень, корнеплод. Они не являются плодами, ( т.к. не содержат семена)
За правильный ответ – монета «5 ум»
Физкультминутка
«Чем размножается растение?»
Я называю растения, если растение размножается семенами – садимся, если спорами встаем.
Кедр, мох, смородина, кукушкин лен, хвощ, сосна, папоротник, плаун, берёза.

3.торговый ряд– « Аукцион»
Учитель: Команда выбирает вопросы из предложенных. Цена вопроса дана в таблице.
На размышление дается 1 минута
если ответа нет, другая команда имеет право ответить на вопрос. Каждый вопрос оценивается монетами, представленными в таблице.
(Приложение3)

4. торговый ряд: «Творческая мастерская»
Учитель: Инсценировать или рассказать в интересной форме строение и размножение у водорослей, мхов, папоротников, голосеменных , покрытосеменных. Данное задание оценивается по пятибалльной шкале самими учащимися.

5 торговый ряд «Мозговой штурм»
Учитель: Команды в течение 1 минуты отвечают на вопросы. Сколько правильных ответов, столько монет положите в банк
(Приложение 4)

5-й этап "Контрольно-оценочный". Подведение итогов, выставление оценок за урок (2 мин)

Подсчитываются ,сделанные за время ярмарки вклады в банки и штрафные очки.
Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, такой:
-Первое место – все члены команды получают «5»;
-Второе место- 50% - «5» , 50% - «4» (решают сами);
-Третье место – всем «4».

6-й этап "Рефлексивный". Подведение итогов урока (2 мин)

Учитель: Понравилось ли вам сегодня на уроке? Что особенно понравилось?
Учитель: Оцените урок и свое участие в нем с помощью составления «букета настроения». Выберите цветок ( нарисованный и вырезанный из бумаги) и прикрепите его с помощью двухстороннего скотча на большой плакат.( Цветы должны быть разных цветов,)
яркие цветы–все понравилось, было интересно; темные –настроение после урока испортилось, нейтральные – было неинтересно.

 

Приложение 1
1. Торговый ряд «Термины»

Сфагнум
Хроматофор
Корневище
Хвоя
Цветы
Слоевище
Гаметы
Шишки
Плоды
Спирогира
Коробочка
Спорангии
Лиственница
Торф
Вайи
Хвойные
Цветковые
Многолетники
Ламинария
Щитовник

 

Правильный ответ:

Водоросли
Слоевище
Ламинарии
Спирогира
Хроматофор
Мхи
Сфагнум
Коробочка
Гаметы
Торф
Папоротники
Спорангии
Щитовник
Корневище
Вайи
Голосеменные
Хвойные
Шишки
Хвоя
Лиственница
Покрытосеменные
Цветковые
Цветы
Плоды
Многолетники
 

 

Приложение 2
2. Торговый ряд
Сравнение строения растений основных групп

Отделы растений Органы растения
корень стебель лист цветок плод семя
1.Водоросли - - - - - -
2.Мхи - + + - - -
3.Папороткообразные + + + - - -
4.Голосеменные + + + - - +
5.Покрытосеменные + + + + + +

 

Приложение 3
3 торговый ряд – «Аукцион»

Вопросы по теме « ВОДОРОСЛИ»
1. Тело водорослей называется…( Слоевище или таллом)
2. Одноклеточная зеленая водоросль, имеющая два жгутика (Хламидомонада)
3. В кондитерском производстве, в научных лабораториях широко используют вещество, получившее название агар-агар. Из каких водорослей его получают? ( Красных и бурых)
4. Хлорелла - одна из наиболее известных одноклеточных водорослей. Она даже побывала в космосе наряду с другими живыми организмами. Чем эта водоросль заслужила такое внимание? (В процессе фотосинтеза выделяет много кислорода)
5. Хламидомонада, хлорелла и некоторые другие одноклеточные водоросли выполняют в природе функции биологических фильтров воды. Каким образом они выполняют эти функции?( Они могут питаться гетеротрофно, поглощать готовые органические вещества)

Вопросы по теме « МОХООБРАЗНЫЕ»
1.У мха - сфагнума, в отличие ото мха кукушкина льна, листья имеют белесоватый цвет. С чем связано такое отличие?(У сфагнума есть мертвые водоносные клетки )
2. Мох кукушкин лён двудомное растение. На многих особях этого мха развиваются коробочки со спорами. На каких особях - мужских или женских развиваются такие коробочки? Почему вы так считаете?( На женских, так как мужские половые клетки подвижные, а женские –неподвижные)
3. Почему мхи растут только в сырых местах. (Они не могут размножаться при отсутствии воды)
4. В трудные военные годы при отсутствии ваты, при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?( Способностью поглощать много влаги и бактерицидными свойствами)
5.Чем мхи отличаются от всех других растений?( Только у мхов в жизненном цикле преобладает гаметофит, а не спорофит)

Вопросы по теме ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ»
1.Каменный уголь - один из лучших видов топлива. Когда и как он образовался? (В каменноугольный период палеозойской эры. Из древних папоротниковидных)
2. Что такое заросток папоротника? (Половое поколение – гаметофит, представляет из себя маленькую зеленую пластинку)
3. Когда цветут папоротники?( Папоротники споровые растения. Они не цветут никогда)
4. Как называются листья папоротников? Как они растут?( Вайи, растут своими верхушками)
5.Имеются растения, по присутствию которых можно узнать, какая на лугу или поле почва - кислая или щелочная. Одним из таких растений является полевой хвощ. О чём свидетельствует появление этого растения на тех или иных полях или лугах? (О том, что почва кислая и нуждается в известковании)

Вопросы по теме «ГОЛОСЕМЕННЫЕ»
1.В сосновых и еловых лесах легко дышать, воздух обладает целебными свойствами. С чем это связано? (Сосны и ели выделяют фитонциды- вещества убивающие микроорганизмы)
2.Во время сильного ветра ели выворачиваются с корнями, а у сосен обламывается верхушка ствола (примерно 1/3 от высоты дерева). Как можно объяснить такое явления?( У ели корневая система неглубоко уходит в почву, а у сосны она более глубокая)
3.Листопадные деревья - берёза, липа, дуб на зиму сбрасывают листья полностью. Хвойные деревья, за редким исключением, вечнозелёные растения. Почему, хвойные не сбрасывают хвоинки на зиму? С чем это связано? (Они очень экономно расходуют влагу и мало испаряют её зимой)
4.Как называется это растение? Оно является одним из реликтовых видов голосеменных.
( Гинкго двулопастное)
5.Семена из шишек сосны высыпаются в конце зимы, начале весны. Имеет ли какое - либо значение в жизни сосны время рассеивания семян? Если «да», то какое? (В конце зимы на снегу образуется ледяная корочка- «наст» , а семена сосны легко скользят по этой корочке и разлетаются на большие расстояния)

Вопросы по теме «ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»
1. Ряска, ель, дуб, шиповник, картофель ( Ель)
2. Ламинария, саргассум, хлорелла, сфагнум, спирогира ( Сфагнум)
3. Пшеница, кукуруза, рис, бамбук, чеснок ( Чеснок)
4. Сурепка, клевер, редька, пастушья сумка, левкои ( Клевер)
5. Одуванчик, георгины, подсолнечник, ирис, ромашка (Ирис)

 

Приложение 4.
5.торговый ряд «Мозговой штурм»

Вопросы:
1. Органоид водоросли, в котором располагается зеленый пигмент? (Хроматофор)
2. Название какой водоросли переводиться как «катящийся» (Вольвокс)
3. Водоросль, в честь которой названо море? (Саргассум)
4. Нитевидное корнеобразное образование у мхов? (Ризоиды)
5. Одноклеточная зелёная водоросль с двумя жгутиками? (Хламидомонада)
6. Оплодотворённая яйцеклетка? (Зигота)
7. Поколение, преобладающее в жизненном цикле у мхов. Гаметофит (половое)
8. Хвойное дерево, ежегодно сбрасывающее хвою? (Лиственница)
9. Листья папоротника называются? (Вайи)
10. Что объединяет облепиху, тополь, иву, коноплю? (Это двудомные растения)
11. Органоид водоросли, реагирующий на свет? (глазок)
12. Кустарниковое хвойное растение с шишками-ягодами? (Можжевельник)
13. Самое маленькое цветковое растение. (Ряска)
14. Самое высокое хвойное дерево в нашей стране? (Пихта кавказская (до 80 метров))
15. Половое размножение у папоротников происходит (на заростке)
16. Мужская половая клетка (сперматозоид)
17. Теневыносливое хвойное дерево? (Ель)
18. Главный органоид клетки водоросли? (Ядро)
19. Одноклеточная зеленая водоросль, приспособившаяся к наземной жизни? (плеврококк)
20. Что вырастает из зиготы мха? (коробочка на ножке)

Вопросы:

1. Самые глубоководные водоросли. (Красные)
2. Тело водоросли называется… (Слоевище или таллом)
3. Нитчатая зелёная водоросль, имеющая спиральный хроматофор (Спирогира)
4. Как называется вещество, добываемое из красных и бурых водорослей? (Агар-агар)
5. Какой мох является двудомным растением? (Кукушкин лён)
6. Женская половая клетка ( яйцеклетка)
7. Вязкая смолянистая жидкость, выделяемая при ранении хвойных растений. (Живица)
8. Мужской папоротник. (Щитовник мужской)
9. Торфяной мох или… (Сфагнум)
10. Сколько лет созревают семена сосны? (1,5- 2 года)
11. Уникальное голосеменное в переводе с японского означает « серебряный плод». (Гинкго )
12. Споры какого растения используют как присыпку для грудных детей? (Плауна)
13. У какого растения самый большой цветок? (Раффлезия Арнольди)
14. Половые клетки. (Гаметы)
15. Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл… (С.Г. Навашин )
16. Самое высокое хвойное дерево? (Секвойя)
17. Запас питательных веществ в семени… (Эндосперм)
18. Мельчайшая единица систематики. (Вид)
19. Высшее споровое растение , не имеющее корней (мох)
20. Организм , тело которого состоит из гриба и водоросли? (лишайник)