Формирование компетентностной модели ученика

| Главная страница | Школа |

Использование ИКТ и ЗОР на уроках химии, как фактор формирования компетентностной модели ученика

Подлесная Ольга Николаевна, директор Благодатновской ОШ І-ІІІ ступеней, Амвросиевского района, Донецкой Народной Республики.

Аннотация
Автор статьи обосновывает необходимость и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов как действенных факторов формирования компетентностной модели ученика на уроках химии.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, компетентность.

Система образования нашей молодой республики в настоящее время проходит этап становления и реформирования, связанный с изменением содержания, поиском оптимальных способов и технологий обучения, способных удовлетворить возрастающие требования личности и республики.
Сегодня актуальна – проблема воспитания личности, способной не только к восприятию происходящих в социуме изменений, но и к самоопределению, самореализации и саморазвитию, к реализации поставленных целей и задач, т. е. главной идеей образовательного процесса, с моей точки зрения, является активизация внутренних потребностей обучающегося и создание условий для развития личности.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая их, обогатить свое мировоззрение и осознать себя, своё место в этом огромном мире? Для меня, как учителя, безусловно, важен объем усвоенных знаний, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению.
Исходя из современных реальностей ведущей задачей профессиональной деятельности учителя должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а слаженная система ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной и информационной сферах.

Эффективное решение этой задачи возможно при условии, если:
• изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения;
• поднять роль самообразовательной деятельности учащихся.

Чтобы этого достичь, необходим поиск собственных подходов к организации и управлению деятельностью учащихся при обучении химии для формирования у них ключевых компетентностей. В структуре ключевых компетентностей выпускника школы должны быть представлены разные компетентности, охватывающие различные сферы деятельности, в том числе и компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Современные информационные и мультимедийные средства настолько мощный инструмент познания мира, что вместе с ними в школу приходят новые технологии и методы обучения, новая идеология мышления. На смену старой модели обучения, при которой учитель несет всю ответственность и является основным источником знаний для школьников, а ученики лишь усваивают эти знания, должна прийти новая, основанная на положениях:
• в центре технологии обучения — ученик;
• в основе учебной деятельности – сотрудничество;
• школьники активны в обучении;
• суть технологии – развитие способности к самообучению.

Характер обучения, как совместной деятельности учителя и обучающегося, с появлением третьего элемента – компьютера – меняется. Даже если занятие проводится в классе, внимание учеников обращено не столько на преподавателя, сколько на экран или монитор. Учитель должен превратить компьютер в умного посредника. Ученик «спиной к учителю» — уже не новая ситуация на уроках. Ход занятия неизбежно становится более свободным, взаимодействие ученика и учителя почти партнерское. Сегодня перед учителем встала задача — творческого соединения компьютерных технологий, электронных образовательных ресурсов с собственной методической системой. Чудо техники – компьютер пока самостоятельно чудеса творить не может… Решая названную выше задачу можно использовать:
1. ИКТ как средство наглядности (презентации, демонстрации т. п.)
2. ИКТ как дидактический инструмент:
• средство контроля;
• средство организации фронтальной работы (например, ресурсы интерактивных досок)
3. ИКТ как инструмент образовательной технологии: включение ИКТ в проектную, исследовательскую, поисковую, проблемную деятельность
4. ИКТ как средство развития: формирование индивидуальной образовательной траектории, личностного образовательного пространства
5. ИКТ как инструмент единой образовательной среды: сетевые группы как технология обучения.

Современные электронные образовательные ресурсы, используемые на уроках химии, включают:
• Блок получения информации: научно–популярные статьи, тексты первоисточников и ссылки на образовательные ресурсы в Интернете, электронные учебники, иллюстрации, анимации, мультимедийные презентации.
• Виртуальная химическая лаборатория: видеофрагменты опытов, исследований и химических экспериментов, интерактивные модели, интерактивные анимации;
• Справочные материалы: схемы, опорные конспекты, графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет–ссылки с аннотациями.
• Словарь терминов, определений, законов.
• Оценивание: наборы тестов, задач, задания для исследовательской деятельности

Применение презентаций во время уроков обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень подачи и объём информации по сравнению с традиционными методами.
Возможны несколько вариантов использования презентаций во время урока.
1) Канва урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point.
2) Презентация, используемая в начале урока, для побуждения познавательного интереса учащихся к теме учебного материала.
3) Презентация в конце урока как обобщение, закрепление и контроль изученного. У учащихся появляется возможность оценить свои учебные достижения, и определить сферу своих интересов и возможностей. Это способствует формированию ценностно-смысловой компетенции. Такая форма проведения урока более эффективна, так как дает возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, учит делать выводы.

Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического аппарата, строение молекул и атомов, механизмы химических реакций и т. д. Не менее эффективно использование виртуального химического эксперимента в ходе выполнения практических работ и лабораторных опытов, как видеоиллюстрация при изучении химических свойств отдельных веществ или классов. Это способствует формированию у учащихся учебно- познавательной компетенции, когда школьник анализирует информацию, выдвигает предположения, описывает результаты эксперимента (опыта), проводит сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по нескольким критериям. Задания творческого и исследовательского характера, сопровождаемые виртуальным и, по возможности, дополненные реальными химическими опытами, существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении химии и являются дополнительным мотивирующим фактором. Учитель в таких условиях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

Я предлагаю ученикам использовать ссылки на образовательные Интернет ресурсы при подготовке докладов, сообщений, рефератов для оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера. У учащихся развивается информационная компетенция, основанная на поиске и подборке нужного ему материала, включающего в себя необходимые схемы, фотографии, рисунки и т. д., старшеклассники составляют презентации своих работ и демонстрируют их на уроках. Это побуждает учащихся к творчеству, развитию познавательного интереса к химии, умению формулировать и преподносить свои замыслы и идеи. Идет развитие коммуникативной компетенции, когда материал передается в сжатом виде в соответствии с целью учебного задания, а школьник при выступлении свободно владеет монологической и диалогической речью.

Очень эффективной формой работы на уроке или дома являются контрольные задания и вопросы для самопроверки, позволяющие оценить знания учащегося. Это могут быть тесты с выбором одного варианта ответа из нескольких; с выбором нескольких вариантов ответа; указание на рисунке нужного объекта и т. д. В большинстве типов тестов компьютер автоматически проверяет ответ. При выполнении таких заданий идет формирование компетенции личностного самосовершенствования, способствующей интеллектуальному саморазвитию. Контрольные задания и задания для самопроверки могут использоваться для обеспечения обратной связи в системе учитель – ученик.

Но полученные преимущества не решают всех проблем учения. Как и любая востребованная технология, ИКТ эффективна потому, что в данный период времени более результативна и адекватна. Компьютер форсирует процесс обучения, изменяет его параметры и надо думать над тем, что должен запомнить ученик, а что будет храниться в оперативной памяти компьютера. И я, как учитель, и мои ученики, в ходе использования информационных ресурсов сталкиваемся с противоречиями:
• между стремительно развивающейся сетью информационных ресурсов и сложностью с определением достоверности этих сведений;
• между увеличением числа персональных компьютеров у учащихся и неумением использовать их в учебных целях.

Из этих противоречий вытекает необходимость совершенствования организации учебного процесса для достижения результата образования через использование информационно – коммуникационных технологий для формирования ключевых компетенций.

Использование ИКТ и электронных образовательных ресурсов неотъемлемая часть эффективного образовательного процесса, позволяющая реализовать требования ГОСа о выпускнике как человеке, готовом жить в современном обществе, умеющем реализовать себя в условиях современного общества.

Литература:
1. Кузьмина С. Н. Использование икт на уроках химии// на сайте http://pandia.ru/text/77/305/24192.php
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
3. Кочегарова Л. В. «Критерии эффективности использования ИКТ в образовательном процессе», Сахалинский областной ИПКК, г. Южно-Сахалинск, 2009
4. Платонова Т.И.Об использовании электронных презентаций. //Химия в Школе, 2007, №9