Конвенция о правах ребёнка. Правовое воспитание учащихся начальных классов

| Главная страница | Все сценарии | Школа |

Конвенция о правах ребёнка

Хахаева Ольга Викторовна, учитель начальных классов, руководитель школьного музея филиала «Карай-Салтыковский», МБОУ «Красивская СОШ», Инжавинский район, Тамбовская область.

Скачать презентацию: "Правовое воспитание учащихся начальных классов"

Цели:
-обобщить знания детей об основных правах ребенка;
-раз¬делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
-сформировать отрицательное отношение к проти¬воправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспи¬тывать уважение к правам других людей;
-способствовать формиро¬ванию активной жизненной позиции
• дать представление о «Конвенции о правах ребёнка»;
• научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
• развивать мышление, память, сообразительность;
• воспитывать любовь и гордость за свое государство, правовую грамотность, умение жить и работать в коллективе.

Задачи:
-организационные: сотрудничество и координация деятельности всех заинтересованных лиц на всех уровнях;
- содержательные: структурирование и адаптирование учебного материала по правовому образованию к задачам нравственного, патриотического воспитания и воспитания правовой культуры:
- воспитывать чувство личного достоинства, основанного на высокой нравственности;
- прививать понимание личной и гражданской ответственности за сохранение окружающей среды.

Средства достижения правовых задач:
• работа с учащимися и родителями по изучению школьных правовых норм и требований;
• изучение, Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка,
• проблемные уроки, классные часы, родительский всеобуч;
• ученические, родительские собрания, собрания актива класса;
• выполнение школьных правил и требований;
• правильно составленный режим дня в школе, дома;
• соблюдение общего режима дня, школьного режима;
• привитие элементарных навыков гигиены;
• составление расписания с учетом динамики работоспособности в течение дня и шкалы трудности предметов;
• эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
• психогимнастика, тренинги, релаксации, утренние собрания;
• специальный уголок настроения «Здравствуйте, это я», где ребенок отражает, с каким психологическим настроем пришел в школу (самочувствие, боль, настроение, сон, аппетит);
• групповые, парные работы, дискуссии, уроки-консультации, взаимообуч;
• игры, соревнования, конкурсы;
• уроки творчества, театра, концерты; матрицы исследовательской деятельности учащихся, презентации.
• матрицы исследовательской деятельности учащихся, презентации.
• уроки-экскурсии;
• уголок самоуправления;
• светофор самоанализа (с каким психологическим настроем ребенок уходит из школы);
• проектная деятельность;
• наблюдения, тестирования, диагностика.
• оформленность кабинета;
• документы школьного совета, школьные брошюры, программные буклеты и руководство для родителей, информационные бюллетени, школьный и домашний дневник, читательский дневник, оценка в школе и дома, запись результатов в школе и дома.

Ход мероприятия.

Учитель: - Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Сегодня на нашем классном часе присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

Ученик:
Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!», Чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам – «Благости!», Чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы спешим сказать вам – «Радости!», Удач, успехов и везения!
Чтоб пожелать всем в этом классе прекраснейшего настроения!

Учитель: - Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатых стран и из бедных. Многие приехали из тех мест, где шла война. Были там мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто и никогда не мог наказывать людей без вины. Все вместе они написали ЗАКОН и привели в этом документе список ПРАВ и ОБЯЗАННОСТЕЙ, которые общие для всех, и мы должны их выполнять, в том числе и дети.
- Мы сегодня подробнее остановимся на правах ребёнка. 20 ноября по правовому календарю отмечается Всемирный день прав ребёнка.

Игра «Имена».
- Ребята, каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой: «Ольга – опрятная». (Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре).
- Молодцы! А имеете ли вы право на свои имена? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? (Имена, фамилии, даты рождения записаны в Свидетельстве о рождении). - Правильно а еще то что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши ПРАВА, в том числе и ваше право на имя. -А какие еще есть у детей права? -Где они записаны? -Кто их утверждал?

Учитель: - Ребята, все права детей все¬го мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка», которая имеет 6 групп прав и должна обеспечить детям счастливое детство. Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не до¬пустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

Игра «Кто лишён прав?»

Право на жизнь Золушка
Колобок
Кот в сапогах
Право на неприкосновенность жилища Сестрица Алёнушка
Три поросёнка
Колобок
Право на свободный труд Золушка
Красная Шапочка
Балда
Право на свободу вступление в брак Золушка
Дюймовочка
Алёнушка
Право на владение личным имуществом Красная Шапочка
Буратино
Баба Яга

Сценки. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Учитель: - Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают¬ся права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Сценка 1.

Мама: - Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

С ы н: - А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром¬кой музыкой!
Классный руководитель: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Сценка 2.

Учитель: - Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля: - Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци¬ей о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Классный руководитель: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права. (Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного. Кроме того, есть обязанность уважать права ДРУ¬ГИХ людей. Ее права действуют, если не нарушаются права других!)

Сценка 3.

Учитель: - Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате¬матики! Ведь дети ее только помыли!

И в а н о в: - А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

Классный руководитель: - Кто разъяснит Иванову его пра¬ва и обязанности?

Сценка 4.

Учитель: - Ира, ты уже который понедельник не готова к информатике!

И р а: - Ну и что здесь плохого? Я имею право на отдых!

Классный руководитель: - Правильно ли рассуждает Ира?

Сценка 5.

Мама: - Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

С ы н: - Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Классный руководитель: - Вот такой борец за права ре¬бенка! Может быть, он прав?

Итог. «Выбери нужное слово».

Учитель:- Ребята, на раскрытую книгу нужно повесить карточку со словом, которое встречалось сегодня на классном часе и наиболее понравилось

Поэтическая строка.
– Дети, я хочу, чтобы вы запомнили, что человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки называется ГРАЖДАНИН.

А. Джами
Пять важных правил в жизни соблюдай
И на земле увидишь светлый рай
В делах мирских не возмущай покой
Зря не рискуй своею головой,
Здоровье береги, как редкий клад
Живи в достатке, но не будь богат,
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надежный и сердечный друг.

С. Маршак
Чтоб наша совесть не казнила нас,
Не потеряйте краткий этот час.
Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе
Веленья нашей совести и чести.

Памятка. Классный руководитель: - Ребята, как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?(…) Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

У меня есть:
• право на имя, отчество и фамилию;
• право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
• право на заботу и воспитание;
• право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
• право на защиту и воспитание;
• право на общение с обеими родителями;
• право выражать свое мнение;
• право на уважение человеческого достоинства;
• право на защиту своих прав и законных интересов;
• право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей.