Урок литературного чтения в 4 классе Е.И. Чарушин. «Кабан».

 

Разноцветный мирЭлектронный методический центр "Разноцветный мир" приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам - всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта жмите сюда

Урок литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России» Тема: Е.И. Чарушин. «Кабан»

Захарова Людмила Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Центральной ООШ Идринского района Красноярского края.

Цели: стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; расширять знакомство с творчеством Е.И.Чарушина на материале рассказа «Кабан».
• пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
• расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать технику чтения.
• развивать наблюдательность, внимание.
• прививать любовь и бережное отношение к природе, животным.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации Е. И. Чарушина, художественные книги С. Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки проиллюстрированные Е. Чарушиным; пословицы.

ХОД УРОКА

1. Мотивация учащихся
Сегодня мы отправляемся в путешествие.
Игра «Верите ли вы…»
- Что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?
- Что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?
- Что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?

2. Знакомство с биографией писателя Е. Чарушина. (портрет писателя (1901-1965)
Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. Какие вы, читали произведения Чарушина? О чём он писал?

Рассказы учащихся о Е.И.Чарушине.

1ученик. Рассказывают, что, будучи 6 –летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости» - каши из грязного куриного корыта – и заболел брюшным тифом. Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

2 ученик
Маленький мальчик Женя очень любил животных. В доме у них водились кошки, собаки, голубка с перебитым крылом, которую он лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных.

3 ученик
На день рождения отец дарил ему книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и какие видел в жизни.
Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.
4 ученик Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он проиллюстрировал более 100 книг. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать повадки и даже характер. Вся жизнь Е.И.Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу, на охоте и у себя дома.

3. Работа с дополнительной литературой.
(На парте у ребят лежат художественные книжки С. Маршака, М.Пришвина,
Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки проиллюстрированные Е. Чарушиным.)
Рассмотрите книжки на столе.
Кто написал эти произведения?
Кто нарисовал иллюстрации к этим произведениям?
(Авторы разные, а художник-анималист один и тот же – Е.И. Чарушин).
Обратите внимание на книгу С.Маршака “Детки в клетке”.
За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль Лейпцигской международной выставки детской книги. Кстати его сын Никита тоже стал художником-анималистом.
Художник, который рисует животных, называется анималист. ( на доске)
-Какие умения должен иметь художник-анималист?
(Умение рисовать, умение наблюдать за животными, за их повадками)
Где можно было найти животных для наблюдения?
(На улице, в цирке, в зоопарке)
Да, действительно... Однажды он работал в зоопарке – рисовал животных. И вот, что с ним произошло…

4. Работа с текстом.
- Прочитайте, как Е.И.Чарушин назвал свой рассказ. (Кабан) стр. 96 учебника
« Стратегия ключевых слов».
На доске записаны фразы:
я рисую животных;
все звери играют;
придавил, отнял метлу;
хрустнуло что-то сзади;
идут на меня;
всё из рук попадало;
хочет сшибить, растоптать, забодать;
громадные, с жёлтыми клыками;
ползу, перебираюсь по загородке;
чуть я не слетел;
стыдно стало.
- Предположите, о чём будет это произведение. ( Ученики делают свои предположения)
- Кто будет героем произведения?

5. Первичное знакомство с произведением.
а) Чтение за диктором.
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
-Почему Е.И.Чарушин назвал рассказ именно так?

б) Чем занимался Евгений Иванович в зоосаде?
Зоосад ( сохранить и познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица земли)
- Когда происходит действия рассказа?
- Почему так рано? Прочитайте.

6. Повторное чтение текста учащимися «жужжащее»
От слов «Утром все звери играют…….
до слов «Интересно мне рисовать»
Цель: отметьте, повадки и действия животных в зоосаде.

Индивидуальная работа

Каких животных описывает Чарушин? Возьмите карточки с обитателями зоосада
-Найдите и прочитайте в тексте, чем заняты животные.
(олень, ягуар, медведь, слон, волки, журавли-красавки, серый журавль). Слайды

Словарная работа:

серый журавль «унимать – успокаивать; баловство – шалость»
начальник-птица – подчинённый.

Учитель:
Интересно мне рисовать!
Рисую и ничего не вижу, кроме оленя.

7. Динамическое чтение текста стр.97 (с 5 абзаца)
- Проследите, как развивались действия и эмоциональный настрой автора.
- Что насторожило художника? (Хрустнуло что – то сзади…..) Слайд (гуськом)
Как повёл себя художник, увидев непрошеных гостей? ( И полез я на Серёжкину загородку. Залез и сижу)
Каким было его эмоциональное состояние? ( Всё из рук попадало!)
- Понравилось ли это Серёжке? Прочитайте. (сшибить – сразить, побить, уронить).
Что так сильно напугало художника? Что он увидел?
Прочитайте эпизод, где описан внешний вид кабанов.
( Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, в щётке. Сверху узкие, как рыбы, - только клыки торчат в стороны.) Слайд - картина
Знаете ли вы, что в старину кабана называли вепрь. Клыки кабана – страшное оружие, позволяющее ему защищаться от сильных хищников. Охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами.

8. Чтение вслух. Стр.98 – 99 до слов «Вдруг - крик!»
Тренировочное выразительное чтение. ( Работа в парах)
«Прощай, моя акварель!»
-Какие чувства он испытывает?
«Делать что -то надо!»
- Что он решает делать?
Вспотел со страху!
Прочитайте, как описаны его действия.

Кульминация.

Что происходит в самый кульминационный момент? Прочитайте.
От слов «Вдруг - крик! (ролевое чтение – без слов автора)
Работа с иллюстрацией в учебнике стр.98
- Рассмотрите иллюстрацию и дочитайте рассказ до конца.
- Найдите предложения в тексте соответствующие иллюстрации.
Итог урока. Почему взрослый человек испугался кабанов?

Дом.задание.
Работа с пословицами.

У страха глаза велики.
Волка бояться – и от белки бежать.
Дрожит как лист на осине.

Определите тему этих пословиц. Как их можно связать с содержанием рассказа?