Проект «Заповедники Дальнего Востока»

 

Разноцветный мирЭлектронный методический центр "Разноцветный мир" приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам - всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта жмите сюда

Проект «Заповедники Дальнего Востока»

Журавкова Татьяна Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ Д/С №3 «Ёлочка», г.Лесозаводск, Приморский край.

Паспорт проекта.
1. Название проекта: «Дикие животные нашего края»
2. Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
3. Консультанты: экскурсоводы музея г. Лесозаводска.
4. Направление проекта: познавательный.
5. Направления проекта: близкие к теме: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое.
6. Целевая аудитория: ориентирован на возраст 6 – 7 лет.
7. Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о животном мире Приморского края.
8. Задачи:

Образовательные:
• Расширить знания детей о животном мире Приморского края
• Формировать умение приобретать информацию из различных источников
• Расширять и обобщать словарный запас

Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к миру природы; к профессиям, связанными с охраной животного мира
• Развивать внимание, мышление, связную речь

Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к животному миру, интерес к природе родного края
9. Вопросы проекта:
• Какие животные обитают в Приморском крае
• Какие животные занесены в Красную книгу
• Кто и как занимается охраной животных
10. Ресурсы проекта: информационные, методические
11. Необходимое оборудование: иллюстрации, книги
12. Актуальность: реализуя проект, «Дикие животные нашего края», дети расширят знания о животном мире родного края, познакомятся с мерами для сохранения исчезающих видов животных, расширят знания о Красной книге; у детей сформируется положительное и активное отношение к природе
13. Предполагаемый результат: выставка работ родителей вместе с детьми «Животный мир Приморского края»

Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный. Продолжительность 1 неделя

Цель: заинтересовать детей и родителей проектом.Подобрать литературу и наглядный материал по теме.
Форма работы: Беседы «Какие животные обитают в Приморском крае». Совместная поисковая деятельность
Результат: дети и родители заинтересованы проектом и согласны в нем участвовать. Подобрана литература и интернет материал по теме.

 

2 этап. Основной. Продолжительность 1 неделя.

Цель Форма работы Результат
Формирование представления о животном мире Приморского края НОД: «Путешествие в зимний лес» (часть 1,2) У детей расширятся знания о животном мире Приморского края
Формирование представления о заповедниках Дальнего Востока НОД: «Заповедники Дальнего Востока» Дети получат знания о заповедниках Дальнего Востока и их обитателях, мерах охраны
Закрепление представлений о заповедниках Дальнего Востока Просмотр слайдовой презентации: «Заповедники Дальнего Востока» У детей сформированы представления о заповедниках Дальнего востока

 

3 этап. Заключительный. Продолжительность 3 дня

Цель Форма работы Результат
Создать условия возникновения положительных эмоций у детей и родителей от участия в выставке Выставка работ родителей и детей: «Животный мир Приморского края» Созданы условия для возникновения положительных эмоций у детей и родителей.

 

Описание продукта: выставка «Животный мир Приморского края»
В ходе проекта родителям и детям было предложено участие в выставке поделок «Животный мир Приморского края». Родители и дети с энтузиазмом откликнулись на предложение. Работы были изготовлены в виде поделок из природного материала, лепка из пластилина и глины, мягкой игрушки, аппликации и рисования. Тем самым способствовало формированию у детей трудовых навыков, побудило фантазию, активизировало воображение, любознательность, терпение, оказало воздействие на развитие у детей мышления о проявления элементов творчества, умения доводить начатое до конца. У детей были созданы положительные эмоции и впечатления от общения с родителями.
Воспитатель благодарен родителям за творческие находки при выполнении задания.

Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Этапы работы над проектом
3. Описание продукта
4. Приложение № 1 «Путешествие в зимний лес. Часть 1.»
5. Приложение №2 «Путешествие в зимний лес. Часть 2»
6. Приложение№3 «Заповедники Дальнего Востока»
7. Приложение №4 слайдовая презентация «Заповедники Дальнего Востока»

Литература:
1. «Заповедники Дальнего Востока» Издательство «Мысль» 1985 г. В.Е. Соколов, Е.Е. Сыроечковского
2. «Заповедники Приморья» Москва 1988 год.
3. «Большой атлас животных» Москва «Астрель» 2001 год.
4. «Путешествие по родному краю» М.А. Маркина, Владивосток 2001 год.

Приложение № 1
1. О.О. Познавательное развитие
НОД. Беседа: «Путешествие в зимний лес. Часть 1.»
Предварительная работа:
Фото: заяц маньчжурский ,лиса ,белка(серая ,чёрная),медведь гималайский и бурый ёж, кабарга, косуля, пятнистый олень ,изюбрь, лось ,горал.
Цель: формирование представлений о многообразии животного мира Приморского края.
Задачи:

Образовательные:
-познакомить детей с многообразием животного мира родного края (заяц маньчжурский, лиса ,белка(серая ,чёрная),медведь гималайский и бурый ёж, кабарга, косуля ,пятнистый олень ,изюбрь, лось ,горал)
-расширять знания о жизни животных и приспособлении их к условиям обитания.
-расширять и обогащать словарный запас.

Развивающие:
-развивать познавательный интерес к природе родного края.
-развивать речевую активность.

Воспитывать: бережное отношение к животным, гордость за свой родной край.
Воспитатель читает стихотворение

Зима:
Дорогая зима к нам стучит со двора
И тихонько звонит в колокольчик она…
И в печи очень тихо трещат дрова…
Ах, какая красивая эта зима!

Какая тишь стоит во дворе,
Поют снегири на туманной заре.
И серебристою льдинкою кажется пруд-
Все красивою зиму зовут!

-Ребята, а вы любите зиму?
-Почему?
-А кто из вас бывал зимой в лесу?
-Наверное ,холодно и скучно зимой в лесу? Нет? Почему?

Верно. Можно на лыжах, санках кататься, играть в снежки, слепить из снега замечательного снеговика или самую настоящую крепость.
А еще в лесу зимой много можно увидеть и узнать. Лес в любое время года полон тайн.

Давайте мы с вами прямо сейчас отправимся за город. Оденемся потеплее, ведь на улице морозно. Занимаем места в автобусе и …вот мы в лесу!
Небо удивительно голубое, воздух прозрачный. И белым - бело. Мы не будем с вами шуметь. Мы и сани-то специально не взяли, чтобы не отвлекаться. Давайте с вами затаимся, послушаем тишину и внимательно посмотрим себе под ноги.
-Интересно, чьи это следы на снегу?

(Книга В. Бианки «Снежная книга», Л. ,1987г)

Выясняем с ребятами особенности заячьего следа: почему впереди два продолговатых отпечатка, а позади два круглых. Ребята имитируют прыжок зайца. ( Если у них сразу это не получается , им даётся
Задание на дом - научиться прыгать как зайчики ). А лисий след похож на собачий. Подчеркнуть в чём их отличие ( подушечки двух средних пальцев у лисы выдвинуты вперёд).
-Ребята, а как заяц запутал свой след и ушёл от лисицы? Верно, заяц вьёт петли.
-Что заяц ест зимой в лесу?
-Где он спит?
-Легко ли ему зимой?
Конечно очень здорово, зайцу зимой помогает беленькая шубка. Только не всем зайцам достаётся к зиме такой наряд. Живёт на юге Приморского края заяц МАНЬЧЖУРСКИЙ.
Зимой и летом шубка его сероватого цвета . Поэтому и держится он зимой на пригорках, где снег сдувает ветер, и у подножия скалистых сопок, где он менее заметен. Да и быстроногостью этот зайчишка не отличается, и петель на снегу не вьёт. Поэтому от погони уйти не старается, а спешит поскорее юркнуть в какое-нибудь убежище.
-Ребята ,а кто ещё ,кроме зайца, может в зимнем лесу стать добычей лисицы?
Верно. Сквозь толщу снега лисица слышит звуки, которые издают мыши. Она то не спеша трусит по снегу, опустив голову то быстро роет снег передними лапами. То прыгает, изогнувшись так - так, что передние лапы почти касаются задних, и рыжая плутовка падает в снег всеми четырьмя лапами в одно место . Затем следует стремительный бросок –хищница хватает полевку. Это лиса мышкует.
А вы заметили, ребята, что когда мы говорим о зайце, тут же вспоминается морковка и капуста. Говорим о лисе - вспоминаем зайчишку, о кошке - мышку, вспомним про чайку – видим море, где плавает рыба. Может, по тому, кто что ест ,можно узнать кто он такой?
Давайте попробуем угадать, что за зверь в этой коробочке спрятался?

(Н. Сладков, «Загадочный зверь»).

Оказывается, зайцы едят не только морковку, чайки ловят не только рыбу, кошки охотятся не только на мышек, а белки грызут не только орешки.
-Ребята, а почему белка не боится погибнуть от голода и холода зимой?
Верно. У белки есть зимняя кладовка. Да не одна, а несколько (2-4).
Побегает белка немного, покормится и спрячется в дупле дерева. А иногда в лесу можно найти беличьи столовые. Ловко обрабатывает белочка шишку своими острыми зубками, один стерженёк остаётся.
(Показать ребятам такую шишку. Обратить внимание детей: если стерженёк без веточки, шишка сбита ветром. А если на стерженьке остался маленький кусочек веточки, значит белка нашла его на месте, где кормились клесты).
А теперь отгадайте загадку:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.

-Что заставляет МЕДВЕДЯ на зиму укладываться в берлогу?
( Обобщая ответы ребят, важно подчеркнуть, что основная причина зимней спячки медведя - голод. Шуба у него достаточно тёплая).
За лето у медведя откладывается до 100 кг. жира под кожей. Спят медведи 4 месяца. Температура их тела не понижается . Спит медведь обычно чутко. Он всё слышит, и если вблизи его берлоги зашумят –встанет, вылезет из берлоги и пойдёт по лесу бродить. Станет медведем шатуном. А голодный шатун – зверь опасный.
-ребята, а все ли медведи на земле в берлоге спят?
(Сравниваются гималайский медведь бурый. Ребята вспоминают стихотворение Е. Новожиловой «Белогрудый медведь»).
Вот вам ещё загадка:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
-Почему зимой в лесу ежа не встретишь?
В укромном местечке ёж собирает подстилку из листьев деревьев или мха, сворачивается в клубок и спит до тепла.
-Может ли еж как медведь нагулять за лето несколько килограммов жира?
Нет. Поэтому температура его тела падает градусов до 10. И спит еж 5-6 месяцев.
Заканчивается занятие игрой « Угадай, кто я?»
Один из участников игры выходит и получает карточку-фотографию с изображением какого - то животного. Он должен, не называя животного. описать его внешний вид, образ жизни, а остальные должны узнать, какое это животное.

Приложение №2

2.OO. «Познавательное развитие»

НОД. Беседа: «Путешествие в зимний лес. Часть 2»

Цель: формирование представлений о многообразии животного мира Приморского края

Задачи:

Образовательные:
- продолжать знакомить детей с многообразием животного мира Приморского края (кабарга, пятнистый олень, горал, дикие козлы, изюбрь).
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к природе родного края;
-речевую активность.

Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать гордость за свой родной край.
Сегодня мы опять отправляемся с вами в зимний лес.
-А вы научились прыгать как зайчики?

(физкультразминка).

Вносится фрагмент ствола ели с обглоданной корой и молодыми веточками.
-Кто так мог разделаться с молодой елочкой?
-Верно, заяц. А кто еще вынужден зимой пробегать десятки километров по склонам сопок в поисках сохранившейся под снегом травки, молодых деревьев и кустиков с мягкими веточками? (олени, дикие козы).

Вот и мы с вами видим следы работы острых передних зубов косули. А на том месте, где я нашла эти остатки ствола ели, весь снег был истоптан ее небольшими копытцами.

Обращается внимание детей на то, как тонко снята кора с осматриваемого образца, обглоданы самые нежные веточки. Кора с горчинкой, пахнет смолой. Это не просто пища для оленей, коз и зайцев, это для них еще и лекарство.

Ребята смотрят, как были расположены веточки на стволе. Такие правильные ярусы у сосны и ели называются мутовками. Каждый год прибавляется очередная мутовка. По ним можно определить возраст дерева. Только истинный возраст будет немного больше,чем получается при подсчете мутовок. Ведь в первые два года сосенки очень малы, они начинают ветвиться лишь на третий год, а ель – только на третий-четвертый год жизни. Поэтому к числу, которое получилось которое получилось при подсчете мутовок сосны, надо прибавить 2 года, а ели - 3-4.
-Посчитали, сколько лет было нашей елочке?
-Ребята, а какие олени живут в нашем приморском крае?(Кабарга, косуля, пятнистый олень, изюбрь, лось, горный козел – горал).
- Когда мы с вами произносим слово «олень», какой образ возникает сразу у нас в воображении? (Длинные ноги с копытами, ветвистые рога).
-А у нас в Приморье есть олень, самый маленький из всех известных, который не имеет рогов? (Стихотворение «Кабарга»).

Зато у ПЯТНИСТОГО ОЛЕНЯ(за красоту его еще называют «олень- цветок») и у его старшего брата изюбря рога – особая гордость. Молодые рога оленя – панты – богаты целебными веществами. С давних пор человек из них готовил лекарственные препараты, убивая для этой цели оленя. На сегодня оленей разводят в специальных хозяйствах, срезая панты в июне. Процесс этот, конечно, болезненный, но скоро боль проходит , и у оленя отрастают новые рога.
(Ребята рассматривают рога оленя. На спиле в середине видно множество мельчайших дырочек-пор, по которым осуществляется кровоснабжение растущих рогов).

Дикий пятнистый олень в нашей тайге – явление довольно редкое, поэтому он занесен к Красную Книгу. Столь же редок и небольшой серенький козлик-ГОРАЛ, который живет на скалистых труднодоступных участках побережья Японского моря. Бегает горал плохо, зато в высоту одним прыжком может подняться на 2 метра. Высота и труднодоступность скал могут спасти его от хищного зверя.
-А от человека?
-Ребята, посмотрите, у нас еще один подарок из леса. ( Вниманию детей предлагается кусочек ветви дерева со следами работы птичьего клюва. Делается акцент на глубину проделанных в коре отверстий).
-Что искал дятел под корой дерева?

Насекомые с наступлением холода забираются в трещины под кору деревьев, под опавшие листья, мох, в любые щели в почве и засыпают.
-Какова же главная причина зимней спячки лесных обитателей?
(Необходимо подчеркнуть, что спячка помогает животным пережить трудное время – зиму, холод и голод. На протяжении многих десятков тысяч лет приспосабливались они к жизни в холодных странах. И у животных, впадающих в зимнюю спячку, эта привычка очень прочна. Тот же еж и в теплой комнате спит зимой помногу дней подряд. Правда, его сон не так глубок. Кстати, спячка бывает не только зимней, но и летней. В пустынях летом впадают в спячку черепахи, в тропических странах засыпают и прячутся на время засухи многие змеи, ящерицы, лягушки. На этот раз холоднокровные животные засыпают не от холода: их спать гонит голод – в пересохшей пустыне, высохшем до дна болоте еды не остается).

В конце занятия ребятам предлагается игра «Узнай кто ты». На спине одного из участников игры закрепляется карточка с изображением какого – либо животного. Он поворачивается к остальным участникам спиной, затем задает им вопросы. Ответы на них должны звучать в утвердительной или отрицательной форме. Анализируя ответы, спрашивающий должен догадаться , какое животное изображено у него на спине.

Приложение№3 «Заповедники Дальнего Востока»

Программное содержание: - дать представление о заповедниках Приморского края
- познакомить с уникальными растениями и животными,
которые охраняются в заповедной зоне.
Объяснить, для чего нужны заповедники.
- воспитывать чувство гордости, что в нашем крае охраняют
заповедные уголки природы.

Предварительная работа: Рассматривание книги « Заповедники Приморского края»,
иллюстраций о заповедниках
Чтение стихов, рассказов о природе Приморья

Оборудование: письмо, игрушка тигр, листы с буквами ( БЕ, РЕ, ГИ, ПРИ, РО, ДУ), предметные картинки по теме «Животные» (детёныши и взрослые), «Деревья», к игре « Путаница»; иллюстрации животных и растений Приморского края,

Ход работы

Воспитатель: - Сегодня в почтовом ящике нашего детского сада я обнаружила
посылку, а в ней письмо. Его написал нам лесовичок.
Он предлагает нам отправиться в
заповедные леса Приморского края и помочь животным живущим там.
Вы согласны?

Дети: - Да

Воспитатель: - В письме лесовичок указывает, что мы должны сделать шесть остановок,
встретиться с представителями животного мира, выполнить задания в конце
каждого из них вы получите фрагменты из которых вы составите главное
правило заповедника. Ну что, в путь?

Воспитатель: - Вот мы и приблизились к заповедным местам Приморского края. Природа
имеет важное значение в жизни человека: ведь кроме красоты и прекрасного
настроения, она даёт человеку то, без чего жить не возможно.
А что именно подскажут загадки – это первое задание от лесовичка:

Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт ( солнце)

- Может ли человек жить без солнечного света и тепла?

Дети: - Нет, им будет темно, холодно. ( ответы детей)

Воспитатель: - Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он – невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. ( воздух)

- А без воздуха мы можем прожить?

Дети: - Нет, человек не сможет дышать ( ответы детей)

Воспитатель: - Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я. Кто такая? ( вода)

Воспитатель: - Солнце, воздух и вода – это природа. Человек живёт в природе, от природы
зависит жизнь человека. А может человек губить природу?

Дети: - Да, но этого делать нельзя, потому что в природе всё взаимосвязано
( ответы детей)
- Смотрите ребята, а вот и первый фрагмент нашего правила
( лист с буквами БЕ )

Воспитатель: - Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. В истории
человечества встречается много примеров, когда человек учитывал законы
развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру.
С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно
то, что человек исправил свои ошибки. Ведь более ста лет назад был закон,
который позволил создать в нашей стране заповедники. Прежде, чем войти в
заповедные места надо узнать, что же такое заповедник и как там себя вести?

- Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам.
Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, деревья,
кустарники, птицы, насекомые. В заповеднике людям запрещается рвать цветы
и травы, ловить рыбу, рубить деревья. В заповедник приходят только на
экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

- Ребята, а вы знаете, что в Приморском крае есть несколько заповедников:
Сихотэ – Алиньский, Лозовский, «Кедровая падь», Уссурийский,
Дальневосточный морской .
Сегодня лесовичок пригласил нас в самый старейший заповедник Приморского
края: «Кедровая падь». В 1916 г для сбережения редкой природы немного
западнее г. Владивостока в долине реки Кедровая был организован этот
заповедник.

В заповеднике обитают уссурийские тигры, дикие кошки, маньчжурский олень,
дальневосточный леопард.

Воспитатель: - Кто нас встречает ?

Дети: - Тигр.

Тигр: - Ребята я буду вас сопровождать в вашем путешествии. И у меня второе
задание от лесовичка. Все животные в заповеднике стали невидимыми, кроме
меня. Вы можете только слышать их голоса. Если правильно отгадаете голос
животного, оно появится.

Дети опознают голоса животных, записанные на кассету.

Тигр: - Молодцы, справились с заданием. За это вам вручаю второй фрагмент правил
( лист с буквами РЕ )

Тигр: - А вот вам и третье задание. Помогите животным, определите, чьи это части
тела, и тогда третий фрагмент будет ваш.

Проводиться дид / игра «Путаница»

( Цель: учить детей узнавать и называть животных по их частям тела)
( у животного голова лошади, туловище слона, а хвост тигра и т. д.)

Тигр: - Вот молодцы, держите свой фрагмент
( лист с буквами ГИ )

Тигр: - Ребята, животные потерялись. Как им найти свой домик ?
Помочь смогут только «Волшебные часы»

Проводиться дид / игра « Волшебные часы».

( Цель: учить определять животное по его окраске)
( Как и на всех часах, на них двенадцать делений.
Каждое деление это домик. Как только стрелка остановится на
каком-то кружочке, один из вас, у которого животное с таким же рисунком на
шкуре, должен его показать и сказать чей это домик
( это домик леопарда и т. д.)

Воспитатель: - Молодцы! С нашей помощью каждое животное нашло свой домик.
За это я вам вручаю четвёртый фрагмент
( лист с буквами ПРИ )

Воспитатель: - А теперь весёлая зарядка.

Физминутка
Ветер тихо клён качает
Вправо влево наклоняет
Раз – наклон, два – наклон
Зашумит листвою он
На зарядку солнышко
Поднимает нас
Поднимаем руки мы
По команде «раз»
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде «два»

Воспитатель: - По пышности и разнообразию растительности равных заповеднику «Кедровая
падь» не найдётся во всей нашей стране. Высокие травы и густые кусты, лианы
и крупные яркие цветы – здесь всё переплелось в таком растительном буйстве,
которое не всегда можно увидеть в тропическом лесу. Биологи, лесоводы,
лесники сберегают в заповеднике пихту, кедр, липу, ясень, бархат.

Воспитатель: - Существует удивительное дерево, которое называется берёзой Шмидта
или железной берёзой, оно в несколько раз крепче, чем чугун. От его
ствола отлетает пуля, выпущенная из пистолета. Древесина этого дерева
может заменять металл. При этом оно имеет преимущество по сравнению с
металлом: не подвергается коррозии и не гниёт, если бы из такого дерева
можно было бы построить дом, то он стоял бы вечно, потому что древесине
берёзы Шмидта не страшны даже кислоты. Но, увы, берёза Шмидта очень
редка, растёт в заповеднике Кедровая Падь и охраняется законом.

Тигр: - А вот вам и ещё одно задание: Подул сильный ветер и сорвал ветки со всех
деревьев. Помогите вернуть всё на своё место

Проводиться дид / игра « С какого дерева веточка»
( Цель: учить узнавать, называть соотносить листок к определённому дереву)
( это веточка берёзы и т. д. )

Тигр: - Спасибо! Возьмите пятый фрагмент главного правила
( лист с буквами РО )

Воспитатель: - Среди многочисленных крупных цветов особое внимание привлекают –
орхидеи- венерин башмачок. Этот необычной формы и яркости цветок занесён
в Красную книгу России.

На лесных опушках встречается множество разнообразных растений, такие как
рододендрон, вороний глаз.

Воспитатель: - В укромных уголках заповедника растёт женьшень. С китайского языка
это слово переводится, как « человек – корень», потому что корень
женьшеня действительно похож на человека.

Тигр: - Ребята, увидев вас, все несмышленые детёныши убежали от мам.
Набегавшись, наигравшись, решили вернуться к своим мама, да вот беда, не
могут найти их. Помогите!

Воспитатель: - Это дело нам по плечу. Давайте вернём детёнышей мамам.

Игра « Кто за кем бегает»

(Цель: закрепить умение в названии животных и их детёнышей)
Волчонок бегает за волком
Лисёнок бегает за лисой……

Тигр: - Вот вам, ребята, и последний фрагмент
( лист с буквами ДУ)

Воспитатель: - Вот мы и ознакомились с заповедником «Кедровая падь» и собрали все шесть
фрагментов главного правила заповедника. Теперь их можно соединить
прочитать что же это за правило

Дети: - ( дети собирают и читают - БЕРЕГИ ПРИРОДУ )

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, только ли в заповеднике надо беречь природу?

Дети: - Нет, природу надо беречь везде: в лесу, во дворе, у реки, на море…
( ответы детей)

Воспитатель: - Правильно охранять природу надо в любом месте.
Давайте, повторим правила поведения в лесу:

Дети:
1. Не ломать ветви деревьев.
2. Не разоряй птичьи гнёзда.
3. Не лови насекомых.
4. Не разоряй муравейники.
5. Не разжигай костры.

Воспитатель: - После сегодняшнего путешествия мы должны запомнить, что Заповедники –
это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас
может гордится.

Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет!
Беречь будем птиц, насекомых а также зверей.